Юрий НОРШТЕЙН: "Я ищу простые решения для сложных проблем…"

В киноклубе-музее "Эльдар" прошла интереснейшая встреча со знаменитым отечественным мультипликатором народным артистом России Юрием Норштейном. В числе гостей была и наша корреспондент.

- Юрий Борисович, на встречу в киноклуб-музей "Эльдар" пришло очень много ваших поклонников…

- Вообще выступаю я редко, но, честно говоря, когда получил приглашение от Эммы Валерьяновны, с которой знаком очень много лет, то с удовольствием согласился. Рад, что образовался самый настоящий клуб единомышленников, любящих и знающих кино. Как оказалось, и с моим творчеством они прекрасно знакомы. Правда, всегда бываю немного озадачен, о чем беседовать со зрителем, не хочется часто повторяться.

- Ваша любовь к живописи родом из детства? И какие у вас воспоминания о детских годах?

- У меня было бедное детство, у нас никогда не было много денег, впрочем, как и у всех вокруг, но на книги, музеи, походы в театр, в кино хватало. В детстве я приобщился к живописи, много рисовал. Вчетвером, папа, мама, брат и я, жили в маленькой комнате большой коммунальной квартиры. Казалось бы, тесно, некомфортно, но я сейчас бы ни за какие деньги не поменял ни на что свое детство. Каждый вечер всей семьей мы собирались ужинать. Мама накрывала большой стол красивой скатертью, мы усаживались вокруг и делились впечатлениями о прожитом дне, о прочитанных книгах. А зимой мама приносила в комнату белье с улицы, развешивала его на веревках, и вся комната наполнялась запахом мороза. Пахло хлебом, папа сидел за столом, пил чай и читал книгу или газету. Он был наладчиком деревообрабатывающего завода, но я без книги никогда его не видел. Брат на скрипке разучивал гаммы, а я сидел в углу комнаты и рисовал. Воспоминания о детстве наполнены такими трогательными деталями, о которых я могу рассказывать часами. Вообще для художника очень важны воспоминания, и если нет опыта прожитых лет, прочитанных книг или дальних путешествий - это все рано или поздно отразится на творчестве.

- Тем не менее вам, наверное, часто задают вопрос, где вы черпаете фантазию, что именно вас подпитывает?

- Когда к нам в студию приходят родители, то они довольно часто говорят одну и ту же фразу: "Наш ребенок так же любит мультипликацию, как и вы". На что я отвечаю: "А с чего вы взяли, что я люблю мультипликацию?" Я никогда не болел этим видом искусства, моей целью была только живопись. Всегда любил живопись и люблю до сих пор, а в мультипликацию попал совершенно случайно. Мой друг детства Володя Морозов, его уже нет, к сожалению, в живых, сообщил мне, что подал документы на курсы мультипликаторов. Я как-то не отреагировал. А потом

вдруг ни с того ни с сего позвонил ему и спросил: "Володя, а где находится студия?" Он позвал меня с собой. И если бы троллейбус, который ехал по улице Новослободской, не приехал вовремя, то судьба моя сложилась бы по-другому. Когда мы приехали на студию, сразу пошли в отдел кадров, я стал показывать свою папку с работами. Неожиданно зашел Давыдов, (это режиссер всеми известного мультфильма "Маугли") и сказал: "Больше ни у кого документы не принимайте". Я был последним абитуриентом.

- Вам действительно повезло. А каково было учиться?

- Попав на студию, я был очарован атмосферой. Смех не смолкал 24 часа в сутки, и это было общее состояние веселья, дурости, но очень умной дурости. Первое, что я увидел, это объявление: "Курение яд, не кури гад!" Второе объявление гласило: "Экономь электроэнергию! За плохую экономию будем бить физиономию!". В общем, можно долго рассказывать…

- Ваши близкие или друзья могли стать прототипами мультипликационных героев? Может, кто-то из знакомых послужил прообразом?

- У меня есть фильм "Журавль и цапля". Могу сказать, картина эта прошла под знаком: "Уважайте тещу!" Дело было так. Моя теща поначалу меня не очень приветила. Я был без высшего образования, еще только на пути к своей профессии. А ее дочка Франческа имела фантастическое образование и прекрасное воспитание, поэтому отношения с родственницей складывались первые годы сложно. Однажды Евгения Оганезовна (моя теща) вспылила, сказав, что она старая и больная и чтобы с ней никто не спорил (ей тогда было всего 50 лет). А я ей ответил, что она молодая и красивая. Теща ушла на станцию. Утром мне надо было ехать на работу, на улице начал накрапывать дождик, Франческа дала мне зонтик. Я пошел с зонтиком на станцию по дачной дороге. А все вокруг размыто, изрыто дождями. И вдруг смотрю, в дожде приближается моя Евгения Оганезовна.

Под дождиком, в тонком плащике, в платочке, и мне вдруг стало ее жалко. Когда проходил мимо, сунул ей зонтик в руки и пошел дальше. Вечером приезжаю домой, Франческа пересказывает слова матери: "Ты знаешь, какой-то молодой человек сунул мне зонтик и пошел дальше. Я смотрю, так это же наш зонтик! Так это же Юра! А что, собственно, он сказал? Он сказал мне, что я молодая и красивая женщина". И видно, ей это было так приятно, что наши отношения наладились. Этот эпизод я запомнил, он попал в "Журавля и цаплю".

- Зрители всего мира обожают ваш мультфильм "Ежик в тумане"…

- Историю "Ежика в тумане" сочинил Сергей Козлов. Страшно представить, как давно, в 1973 году. Звонит мне однажды Сергей Козлов и говорит: "Я увидел вашу сказку "Лиса и заяц" и хотел вам показать свои сказочные истории". Я прочитал его книгу и выбрал из всех его текстов "Ежик в тумане". Показал сказку редактору, она сначала вообще ничего не поняла. И на студии тоже все удивились, почему мой выбор пал именно на такой материал, сказка была очень маленькая. Поэтому в процессе работы нам пришлось многое додумать - встречу с лошадью, с совой, с улиткой.

А когда меня спрашивали, как я делал "Ежика в тумане" технически, то после моих объяснений и демонстрации процесса многие не верили, что такое возможно. Компьютером я не пользуюсь, работаю полностью руками, поэтому и фильм получается живой, заряженный энергетикой. Считаю, что такая работа носит более художественный характер, нежели технологии, хотя и их никто не отменяет. Однажды меня попросили показать, как я сделал туман, который поднимается над ежиком, и была потрясающая реакция. Все ждали, что я закачу "бином Ньютона" и покажу потрясающие формулы. Один студент от неожиданности даже со стула упал. Поэтому я всегда говорю: "Вы ищете сложные решения, а я ищу простые решения для

очень сложных вещей. И в основном это правило работает!" Был такой художник Леон Токмаков, он однажды подарил мне одну пословицу, она принадлежала его бабушке: "На работе Бог разуменье пошлет". Я это часто вспоминаю. Главное - не бояться простых решений. Ну и, конечно, количество просмотренных интересных работ, наблюдение за жизнью и переплетение наших миров с Франческой дают такие результаты.

- А есть у вас проекты, которые так и не состоялись?

- Безусловно, есть. Например, фильм о Владимире Маяковском. Маяковского я любил и люблю, несмотря на все наветы, которые достались бедному поэтому. Был один интересный эпизод, который мало кому известен. Это рассказывала сама Лиля Брик. Как-то они с Маяковским шли по улице, и он читал ей поэму "Дон Жуан". Вдруг Лиля обернулась к нему и сказала: "Володечка, опять о любви?" Он замолчал и швырнул листки на землю. Они полетели с ветром по улице, и прохожие ловили по одному листку и читали то, что там написано. Стихи горели, словно пламя. Такой красивый, по-моему, образ, и мне хотелось сделать этот эпизод. Я называю Маяковского "слово - объектив", у него строки, как кинематографическая линза. Да он и сам говорил, что искусство - это увеличительное стекло. Маяковский был уникальным человеком, о нем, о его творчестве еще не все сказано. Когда мы учили в школе Маяковского, до конца ни учительница, ни ученики не понимали внутреннего трагизма. Кстати, поэт блестяще рисовал, он исповедовал авангард, и у него осталось много маленьких рисунков. И мне кажется, поживи он еще лет двенадцать, то наверняка занялся бы мультипликацией. В его стихах изначально заложен потрясающий изобразительный ряд.

- А можно ли узнать, как продвигается работа над мультипликационным фильмом "Шинель" - вы ведь трудитесь над ним почти сорок лет? Когда зритель сможет увидеть этот проект?

- Всему свое время. Работа движется. Зритель увидит фильм.

Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ

Новости
Актуально
Статьи
Званый гость
Евгений ДОГА: "Я...
Евгений ДОГА:
Колумнистика
Письмо в редакцию