Елена ЦВЕНТУХ: "C детства мечтала только о кино…"


- Однажды мне нужны были деньги, - рассказвает Елена Цвентух, - я тогда покупала квартиру в ипотеку. И я взмолилась: "Господи, помоги, мне нужно срочно найти четыре миллиона рублей".

А на следующий день мне нужно было улетать в Минск на съемки фильма "Сын отца народов". И мне выдали на руки ровно четыре миллиона - суточные.

И тогда у меня пронеслась мысль: "Господи, ну не белорусскими же!"






Известная российская сценаристка Елена Цвентух пишет для кино и телесериалов и знакома зрителям по многим работам. Ее истории - это потрясающе интересные жизненные драмы с детективным оттенком, которые хочется пересматривать неоднократно. Не обходит автор стороной и мистические сюжеты, в которых с удовольствием снимаются известные актеры. Помимо литературной деятельности Елена преподает в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения.

- Елена, профессия сценариста раньше считалась более мужским ремеслом, чем женским. А когда вы выбирали дело, которому посвятили свою жизнь, чем руководствовались?

- Лет с 14 я уже понимала, что хочу работать только в кинопроизводстве и учиться собиралась только во ВГИКе. Другие варианты не рассматривались. Сначала я была уверена, что буду поступать на режиссерское отделение, даже пыталась снимать короткометражки на шестнадцатимиллиметровую камеру. Но когда пришло время подавать заявление в институт, выяснилось, что на режиссерское отделение конкурс огромный, а на сценарное - просто очень большой. А я лет с шести любила писать всякие сказки, рассказы, фантастические повести, которыми потом зачитывались мои одноклассники. Поэтому решила, что на сценарный у меня будет больше шансов поступить. И самое удивительное, что я действительно поступила - на курс Валентина Константиновича Черных (известного как автора сценариев к фильмам "Москва слезам не верит", "Выйти замуж за капитана" и другим) и Василия Ивановича Соловьева (автор сценария к фильму "Война и мир" по роману Льва Толстого) на заочное отделение. На курсе была самой младшей и, честно говоря, вообще никак не выделялась. Разве что нахальством.

- Учиться было легко?

- Мы учились в тяжелое время - в "гремящие девяностые". Кинопроизводство фактически умерло, и что с нами будет на выходе из института, мы не понимали. Однажды во время занятий Валентин Константинович сказал нам, чтобы мы не обольщались, потому что лично у него первый сценарий купили через восемь лет после того, как он получил диплом сценариста. Но мы все были полны каких-то невероятно радужных надежд, нам казалось, что сейчас наступает другое время. Можно будет писать без цензуры обо всем, о чем болит душа, а оказалось, что это никому не нужно. После выпуска из довольно большой группы в профессии остались всего трое: я, Наталия Гугуева (ныне главный режиссер документального вещания 1-го канала) и Ольга Данилова (сейчас известный и востребованный комедийный сценарист). И всем нам пришлось очень долго бороться за то, чтобы остаться в кино. Мне повезло: меня довольно быстро взяли на работу главным редактором в кинокомпанию, которая снимала такие топовые сериалы "нового времени", как "Улицы разбитых фонарей", "Агент национальной безопасности" и "Черный ворон".

- Ваша дебютная картина под названием "Год золотой рыбки" имела огромный успех у зрителей…

- Мне кажется, что я словно приняла "программу" своего мастера Валентина Константиновича. Свой первый сценарий я тоже продала через 8 лет после того, как закончила ВГИК. "Год золотой рыбки" - на самом деле мой второй фильм. Первым была мистическая четырехсерийная картина "Куратор". Сейчас она называется "Наблюдатель". Ее почти никто не видел. Так получилось. Она снималась на частные деньги очень увлеченными молодыми продюсерами из Киева Сергеем Круценко и Марком Эпштейном. История о том, как в одной коммунальной квартире однажды появился полусумасшедший старик, который предсказывал ее обитателям какое-то "неправильное" с их точки зрения будущее. Режиссером был Владимир Нахабцев, с ним мы познакомились во время совместной работы на "Улицах разбитых фонарей". В фильме снялись самые настоящие звезды кино: Юрий Беляев, Светлана Светличная, Кирилл Пирогов, Вилле Хаапасало, Виктор Проскурин. В этом фильме должен был сыграть одну из ярких ролей Виктор Павлович Павлов. Нас познакомили, и он сказал мне: "Девочка моя! Я ждал эту роль всю свою жизнь!" Но снимался он всего три съемочных дня. Виктор Павлович тяжело заболел, и через месяц его не стало. Его роль пришлось переснять с другим актером. Но он персонажем без слов остался в нескольких сценах в первой серии - как один из жителей коммуналки. Фильм показали на нескольких фестивалях, но дальше - тишина. На кинофестивале в Ялте я познакомилась с продюсерами Артемом Доллежалем и Алексеем Терентьевым. Им понравился "Куратор", и они спросили, нет ли у меня чего-нибудь мелодраматического на две серии. И тут, собственно, я вспомнила о заявке, которую писала для себя. Это была история, которую мы потом назвали "Год золотой рыбки". Сюжет, как раньше говорили, подсказала сама жизнь... Дело в том, что в то время в течение полутора лет наша семья потеряла всех своих старших мужчин: умер мой папа, отец моей тети, мой родной дядя - брат моей мамы и мой любимый двоюродный брат. Удар за ударом. Это было так страшно, несправедливо, быстро! И тогда я стала часто думать о том, что для этих прекрасных, сильных мужчин это тоже было внезапно и неожиданно! И если после смерти остается живая душа - она не может так просто смириться с необходимостью вот такого, внезапного ухода! Я написала синопсис первой серии, от лица умершей девушки, у которой были яркие планы на будущее, свадьба завтра, но она трагически погибла по вине одного дурака. И у нее остались три подруги, которые живут своей жизнью, но никак не могут забыть ее. И тогда она (ее душа?) пытается помочь найти свое счастье хотя бы им. А потом понимает, что ничего от нее не зависит. И каждая получает то, чего действительно достойна.

- Я несколько раз смотрела этот фильм, мне он очень понравился, особенно впечатляет целое созвездие прекрасных российских актрис. А вам чья актерская работа понравилась больше всего?

- Не могу ответить на этот вопрос, просто не знаю, как. Все были прекрасны: Ирина Гринева, Евгения Дмитриева, Елена Панова, Елена Ксенофонтова. Удивительно сыграла небольшую роль мамы одной из героинь легендарная Елена Коренева. Очень трогательно сыграла умершую маму главной героини удивительная украинская актриса Галина Опанасенко. И мне кажется, что все актрисы подошли именно на свою роль и смотрелись в ней очень убедительно.

- И все же, что именно вам хотелось донести до зрителя? Может, какое - то особое послание было заложено в этой истории?

- Честно говоря, просто хотелось написать о том, что, возможно, ушедшие от нас наши любимые люди не уходят совсем. Они нас видят, слышат, переживают за нас. И когда мы счастливы, может быть, в этом есть и их заслуга? Я часто мысленно говорю с ушедшими - с папой, дедушкой. Иногда мне кажется, что они мне отвечают. И тогда приходят неожиданные ответы на вопросы, которые, казалось бы, невозможно решить.

- Ваше хобби - это путешествия. Вы путешествуете в поисках новых сюжетов?

- Во время путешествий я отдыхаю. Мне интересно общаться с новыми людьми, знакомиться с новой культурой. А потом, когда я возвращаюсь домой, люблю рисовать картины акварелью по мотивам поездок. Кстати, мне больше нравится летать самолетами, и чем дальше - тем лучше. Хотя меня на самом деле вдохновляет и родной Санкт-Петербург. Очень люблю этот город, он особенный. Обожаю Васильевский остров. А больше всего - свой Петергоф. Пригороды Питера прекрасны! Особенно ранней осенью. Сама сейчас живу на берегу Финского залива.

- И чем вам дорого это место?

- Тихо, много воды. Всегда мечтала жить на берегу моря, вода успокаивает, настраивает на позитивные мысли, помогает творить.

- И до чего вы там додумались на берегу Финского залива? Какие у вас ближайшие кинопроекты?

- Скоро на экраны выходят два моих детектива "Девичий лес" и "У прокурора век не долог". С нетерпением жду премьеры…

Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ

Новости
Актуально
Статьи
Званый гость
Евгений ДОГА: "Я...
Евгений ДОГА:
Колумнистика
Письмо в редакцию