Вячеслав ГОРДЕЕВ: "НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР" - звание элитное…

Гость редакции - известный танцовщик народный артист СССР Вячеслав Гордеев. 2018-й в России объявлен Годом балета, и потому вдвойне приятно встретиться с человеком, который вот уже много лет вносит огромный вклад в дело сохранения и развития прославленных традиций российского танцевального искусства. И к тому же с юбиляром: в августе Вячеславу Михайловичу исполняется 70 лет.

  • Вячеслав Михайлович, профессионалы, пишущие на темы серьезного искусства, зачастую "засушивают" их. Соответственно, отбивая у читателей интерес к предмету обсуждения. Как с этим быть?
  • Ну вообще-то не всегда. Тут, видимо, все зависит от интеллекта. Давайте не сбрасывать со счетов понятие "умный человек". Мне везло именно на таких авторов. Среди них, например, знаменитый балетный критик "Нью-Йорк Таймс" Анна Киссельгоф - она очень тонко чувствует все, что "говорит" балетмейстер, именно поэтому, надо полагать, к ее мнению при­слушиваются специалисты в области хореографии всего мира.

И если уж мы заговорили об умных людях… У меня это понятие ассоциируется с профессором МГУ Ясеном Николаевичем Засурским. Человеком, который в любой сре­де может говорить на любую тему, причем со знанием дела. Тем не менее он никогда не пытался писать о балете. Хотя лично я к нему обращался с такой просьбой. "Не мой предмет", - говорит.

- А как вы познакомились с Засурским?

- Дело втом, что, еще работая в труппе Большого театра, вместе с единомышленниками я надумал издавать журнал "Советский балет". Полтора десятилетия его главным редактором была народная артистка СССР Раиса Стручкова. Так вот, чтобы не превратиться вскучного специалиста, "засушивающего", как вы говорили, эту тему, я и поступил на факультет журналистики МГУ. После окончания учебы пошел в аспирантуру. Моим любимым педагогом стал Ясен Николаевич Засурский.

  • Ваш коллектив называется "Русский балет", но в его репертуаре немало зарубежных постановок…
  • Здесь надо говорить о задачах труппы. И главная - сохранение классического наследия русского балета и создание новыхспектаклей на темы, созвучные нашему дню. Дело в том, что даже в наших ведущих театрах постановщики в погоне за суперсовременностью стали забывать замечательные традиции отечественного балета. Я имею в виду постановки таких мастеров, как М.Петипа, А.Горский, М.Фокин, Р.Захаров и многие дру­гие. Тех, кто определил безусловный успех русского балета, в том числе и за рубежом.

- Жизнь танцовщика, увы, коротка. И что же происходит, когда необходимо расстаться с профессией?

- Это очень грустно. Но лично для меня вопрос решился позитивно: мой уход в 1988 году из Большого театра, кстати, не по моей воле, - но это уже другая история - не стал для меня трагедией или уходом в никуда. Ведь у меня еще во время работы в ГАБТе было уже три десятка собственных постановок. По-видимому, о том, что тебе предстоит в дальнейшем, надо думать заранее.

- Вы часто летаете на самолете. Это правда, что, когда вы проходите обязательный предполетный досмотр, зуммеры аэропортовских интроскопов "голосят", обнаруживая в вашем теле металл?

- Почему только в моем? Полагаю, у любого ведущего солиста балета то же самое. Такая уж у нас травмоопасная профессия, выдержать нагрузки могут лишь приходящие на помощь железные суставы

- Вы - народный артист государства, которого уже нет. Дорожите ли вы этим званием, особенно на фоне разговоров о том, что в СССР все было плохо и гордиться нам нечем?

- Это порочная практика - бросать камень в прошлое. Во-первых, наше государство было великим, и наши достижения в науке, в освоении космоса, в балете неоспоримы. Глядя в то время из дня сегодняшнего, могу с уверенностью утверждать: пользуясь нынешней терминологией, это звание элитное. Его нельзя было, как некоторые думают, получить по блату.

Беседу вела

Ирина КОТЕНКО

Новости
Статьи
Колумнистика
Мода и cтиль
Письмо в редакцию