Узбагойся, или Наш новый русский язык

"Впечатление, что все стали Эллочками-людоедками", "Интернет подарил реальности исковерканный русский язык" - такие мнения звучат все чаще. Так ли это?

Особенности виртуального общения проанализировала Мария Лебедева, заведующая проектной научно-исследовательской лабораторией инновационных средств обучения русскому языку института Пушкина. Она провела онлайн-лекцию "Русский язык в цифровом пространстве: чему и как учить поколение, живущее в сети?", адресованную педагогам из разных стран. На ней прозвучал такой пример:

"Нееее это подготовка

Первый шаг

Потом создание

А потом проведение"

Этот монолог, сказала Лебедева, похож на письменную передачу устной речи. Таким образом, мы имеем дело с особой, устно-письменной формой общения в виртуальной среде. Длинное "неее" передает особенности фонетической речи в письменной. Также, если пишущий хочет на что-то акцентировать внимание, он использует большие буквы (Caps Lock). В интернете даже заявляют: не повышай на меня Caps!

Особую роль играют и "смайлики". Они вытеснили точку в конце предложения, и теперь мы привыкли видеть там отсутствие знака либо смайлик. Более того: точка стала означать грубость или резкость. Адресат даже может подумать, что вы обижены.

Часто в интернете намеренно искажают написание слов (эрратив). Например, популярный мем с изображением медлительного животного, который произносит: "Узбагойся". Искажение происходит в целях экономии усилий (что часто наблюдается в устной речи). Также это является своего рода языковой игрой. При этом подобное искажение могут позволить себе только очень грамотные люди, которые знают, как делать ошибку.

Другой вариант такой игры - намеренное зачеркивание части предложения. В результате создается впечатление, что пишущий "проговорился".

Еще одна особенность виртуальной коммуникации - незаконченная фраза, что восполняется картинкой. Например, мем с таким персонажем, как Ждун, и подпись: "Я че-то нажала и все исчезло".

Таким образом, мультимодальный текст, как косичка, сплетается из нескольких систем: письменных знаков, положения в пространстве, "иконок", шрифтов, изображения, звука, видео. И понимание текста без одной из этих частей будет неполным. При этом визуальная составляющая играет все большую роль в коммуникации.

- Интернет-общение - это целый мир, занимающий значительное место в нашей повседневной практике, - сказала Лебедева. - Оградить молодежь от такой формы коммуникации мы не можем. Задача педагогов - учить цифровому этикету, проводить границу между письменной деловой речью и неформальным общением, чтобы не допустить захвата интернет-коммуникацией других территорий.

Марина КЛЮЕВА

Новости
Статьи
Колумнистика
Мода и cтиль
Письмо в редакцию