Сергей СОЛОВЬЕВ: "Если бы я знал, зачем снимаю кино…"

Знаменитый российский режиссер, сценарист, продюсер народный артист РФ Сергей Соловьев в августе отметил 75-летие. О том, как он относится к своим дням рождения, а также о видении современного искусства и критериях отбора актеров, он рассказал нашему корреспонденту.

- Сергей Александрович, поделитесь с читателями, как отпраздновали свой юбилей?

- Я жутко не люблю праздновать свои дни рождения. Когда спрашиваю своих друзей, как отмечают они эти мероприятия, то друзья чаще всего отвечают, что находят такие места, чтобы никто их там не достал. Для меня это является примером. Сейчас, честно говоря, мне вообще не до праздников, мы открываем свой театр (правительство Москвы приняло соответствующее решение). Составляем репертуар, пока у нас восемь спектаклей, но забот очень много.

- В театре будут работать ваши студенты?

- Обязательно. У меня есть своя личная теория относительно набора актерских мастерских. Не скрою, всегда приятно проводить кастинг, но кастинг не формальный - «одна длинненькая, другая коротенькая». У меня критерии отбора такие: необходимо за лицами будущих актеров увидеть востребованные персонажи, потому что сегодня артистов очень много, и всем нужна работа. К тому же придумано такое понятие, как формат, и все подряд подгоняется под этот формат. А мне по-настоящему интересны только актерские индивидуальности, которые не подстраиваются ни под какой формат или шаблон. Но, тем не менее, неправильно, что такое количество актеров выпускается ежегодно, в этом нет такой необходимости. Поэтому когда я беру актеров к себе в мастерскую, то, можно сказать, несу за каждого из них личную ответственность. Этого же мне хочется пожелать и другим мастерам.

- А кто были ваши мастера, и как они повлияли на вашу судьбу?

- Мою судьбу слепил великий режиссер, педагог ВГИКа Михаил Павлович Ромм. Я до сих пор не знаю, почему он ко мне так хорошо относился, но когда он начинал хорошо относиться к ученику, то становился невероятно требовательным. И здесь было главным не подвести мастера. Однажды меня поразило его определение уровня качества. Как-то в институте мы показывали ему отрывки, Ромм сидел и смотрел молча. В конце показа все студенты затаили дыхание в ожидании его оценки. А он качал ногой, мусолил сигарету и ничего не говорил. Сидел, смотрел, молчал и думал. И вдруг он начал говорить: «Ребята, ну что вам сказать? Когда интересно, то это интересно… А уж когда неинтересно, то это неинтересно... Ладно, давайте до следующей среды». Это было самое мудрое определение, которое я услышал. Поэтому когда меня часто спрашивают о новых российских фильмах, то можно много и развесисто говорить или писать длинные рецензии, а можно все охарактеризовать одним словом: «Неинтересно»…

- Ну все-таки что-то вам из современного кинематографа кажется интересным? Что рекомендуете своим студентам посмотреть?

- Вы знаете, я не только студентам, но и себе рекомендую вместо того чтобы общаться с современным кинематографом, смотреть старые советские фильмы. В кинематографе есть такое понятие «фальшак» - это когда кажется, что кино настоящее, а на самом деле оно не настоящее. И вот, к сожалению, сегодня огромное количество «фальшаков» наводнило наш современный кинематограф. А молодым, неопытным ребятам трудно отличить настоящее кино от «фальшака». Поэтому лично я смотрю старые картины, которые уже много раз видел, но именно в этих картинах с годами нахожу огромное количество новаторских вещей, которые ранее не замечал. Когда вижу фильм «Неотправленное письмо» режиссера Михаила Калатозова, то вдруг осознаю, что киноленту вообще никто не понял, а это величайшая картина мирового кино. Я имел счастье быть знакомым с оператором этой картины Сергеем Урусевским, с актером Иннокентием Смоктуновским и с актрисой Татьяной Самойловой. И я знаю, какой художественной чистоты и красоты все эти люди. Именно они являли собой культурную ценность страны. Вообще мы разорительно ведем себя по отношению к нашему кинематографу. Думаем, «да ладно, наснимаем еще картин»… А получается, что не наснимаем. Нет ничего стоящего, в чем есть душа, ум и сердце.

- Недавно вы сняли новое короткометражное кино. Обычно вы снимаете полный метр, а тут короткометражка…

- Вы знаете, это получилось как-то спонтанно. Моя дочь живет в Лос- Анджелесе, работает в кино, пишет для него музыку. Поехал к ней погостить, посмотреть внуков. А я не умею бездельничать, что называется, отдыхать в свое удовольствие. Поэтому стал со своим приятелем мотаться по окраинам города и вдруг увидел поразительно красивую натуру. Заинтересовался не как турист, а как кинематографист. Я присматривался два дня, а потом говорю: «А давай снимем картинку короткометражную!» Он меня спрашивает: «А зачем?» Отвечаю: «Я не знаю… Если бы знал, зачем снимаю кино, был бы самым счастливым человеком…» Мы пошли в секонд-хэнд, набрали там всякой всячины, все постирали, примерили и стало что-то образовываться. А когда начали снимать, появилась целая съемочная группа. Потом, когда отсматривал материал, обнаружил симпатичные вещи, слепил, смонтировал, и это стало походить на картину. Сейчас в Москве делаю озвучание. И вот если спросить меня, зачем я ее снял. Я вам не отвечу. Я снял семнадцать полнометражных картин, это огромная работа, сейчас даже не представляю, как я это все осилил, но для меня счастье выглядит именно так.

- На фестиваль «Дух огня» вы имели возможность приглашать западных актеров. К вам часто приезжала Катрин Денев. Какое впечатление на вас произвела французская звезда?

- Я не большой поклонник Катрин Денев, на меня огромное впечатление производят другие актеры и актрисы. Мне кажется, что за каждым именем должна таиться человеческая личность, это самое главное, на что следует обращать внимание. Вот Татьяна Самойлова была великая звезда! Когда я смотрю ее фотографии, всегда поражаюсь, как природа могла создать такое явление. Мы эту актрису воспринимали как данность, а это чудо из чудес. Я вспоминаю свои редкие встречи с Татьяной Самойловой, на меня ее дар производил колоссальное впечатление. Это был шок! Она иногда такую ерунду говорила, но важно не что она говорила, а как это произносилось. Оператор Урусевский, который снял фильм «Летят журавли», дружил с Самойловой, и он всех предупреждал, что если кто-то плохое слово скажет про Самойлову, то будет иметь дело с ним. Он повторял: «Самойлова - кинематографический гений. Почему? Потому что она совершенно точно встает на ту точку, куда надо».

А что касается французских звезд, то больше всего на меня произвело впечатление общение с прекрасной Фанни Ардан, она исключительно интересный человек. У меня с ней получился смешной разговор. Когда я был в Париже, то полдня искал музей-квартиру Полины Виардо. При встрече спросил Ардан про этот музей, может, она знает, как его найти. Она посмотрела на меня как на сумасшедшего. «Сережа, в этой квартире живу я». Фанни Ардан поразительно умная, настоящая женщина, прекрасная театральная актриса.

- А вы что сами больше любите - кино или театр?

- Скажу странную вещь: я на самом деле не очень люблю кино, предпочитаю театр и фотографию. Это две вещи, которые доставляют мне огромную радость. На почве этой любви мы с театральным режиссером Львом Абрамовичем Додиным побратались. Он все время обращал меня в театральную веру и наконец обратил. В нулевые годы, когда никто не ходил в театр и театральные залы были пустыми, я также поддался общей панике и перестал ходить в театр. А в это время появился совершенно изумительный отряд замечательной театральной режиссуры: Анатолий Васильев, Иосиф Райхельгауз, тот же Додин и многие другие. Современные пьесы бывают более удачными, бывают менее удачными, но, мне кажется, что у нас все театральные потрясения еще впереди. Мало того, что театр жив-здоров, есть ощущение громадной его потенции. Хотя такая вещь, как формат, убивает и эту культуру. Мне кажется, что стоит делать неформатные вещи индивидуального пользования.

- Что бы вы пожелали молодому поколению?

- Василий Макарович Шукшин написал рассказ, который называется «Билетик на другой сеанс». Смешная такая история о том, как один парень купил билет и пошел не на тот сеанс. Поэтому хочется сказать его словами: «Ребята, помните, что билетика на второй сеанс ни у кого не будет. Поэтому давайте ценить настоящий момент»…


Беседу вела

Анжела Якубовская

Новости
Актуально
Статьи
Званый гость
Владимир МЕНЬШОВ:...
Владимир МЕНЬШОВ:...
Колумнистика
Письмо в редакцию