Сергей ДРОБОТЕНКО: Юмористы - они ведь тоже разные…

Сергей Дроботенко, всеми любимый российский юморист, актер, теле- и радиоведущий, драматург, недавно написал книгу о своем учителе. Она называется "Михаил Задоронов. Шеф. Гуру. Незвезда…". В ней автор вспоминает множество интересных фактов, неизвестных широкой публике ранее. Книга иллюстрирована эксклюзивными фотографиями.

- Сергей, давайте сразу же обратимся к вашей книге "Михаил Задорнов. Шеф. Гуру. Незвезда…". Почему в ее название вынесены именно такие характеристики?

- Во-первых, я хотел бы сразу сказать, для чего книга была написана. Это произошло по просьбе близких людей Михаила Николаевича. После его кончины, спустя какое-то время, мне удалось встретиться с двумя его женами. Поговорив с ними, я услышал такую фразу: "Если ты этого не сделаешь, то никто этого не сделает". Именно это и сподвигло меня написать книгу. Оговорюсь, эта книга - не биография Задорнова, а мои воспоминания о периоде работы с ним. Наподобие фильма "Семнадцать мгновений весны", который снят не о всей Второй Мировой войне, а лишь о 17 днях апреля 1945 года.

Данная книга про небольшой двухлетний период работы с Михаилом Николаевичем, наших общих гастролях, впечатлениях. И если вдруг это покажется кому-то интересным, я буду счастлив. А по поводу названия… Человек ведь для всех разный. Для домашних у него один образ, для коллег и друзей - другой. Для публики - третий.

Шефом его называли различные импресарио и прокатчики в нашей стране. Гуру - многочисленные молодые ребята, постоянно крутившиеся рядом с ним. Это и кавээнщики, и циркачи. Он часто брал их с собой на выступления. А незвезда - так он говорил про себя сам. Михаил Николаевич терпеть не мог понятие "гламур". Он ни разу не появлялся на каких-то ток-шоу. Ему было противно все связанное с этой шелухой из шоу-бизнеса. И когда кто-то называл его звездой, он сразу одергивал этого человека.

- А лично для вас кем был Михаил Задорнов? Гуру, шефом, надежным другом?

- То, что мы не были близкими друзьями, я думаю, ни для кого не тайна. Я говорю об этом еще в первой главе книги. Связано это с нашей разницей в возрасте и колоссальной разницей в жизненном опыте и житейской мудрости. Однажды гастрольный директор Оля Рокова сказала про него замечательную фразу: "Шеф - это человек, до которого хочется дотянуться". Я думаю, это самое лучшее определение Задорнова. Человека и профессионала с большой буквы.

- А правда ли, что юмористы, как правило, очень угрюмы и нелюдимы в повседневной жизни?

- Это заблуждение. По большему счету, это такой же стереотип, как и то, что русские не могут жить без водки. Кстати, те же немцы или финны пьют алкоголь больше русских, но общественное мнение уже не изменишь. Я встречал разных артистов, и некоторые из них были действительно не особо смешливыми в общении. Помню, однажды ехал в Питер на концерт в одном купе с Семеном Альтовым. Я рассказывал ему какие-то байки и анекдоты и за время пути проклял всю поездку, потому что его каменное лицо было непробиваемо. Схожая ситуация и с Аркадием Аркановым. А вот с Михаилом Николаевичем по-другому. Он был довольно смешливым человеком. Таким же, как и Леон Измайлов или Михаил Жванецкий. Так что говорить о какой-то тенденции здесь бессмысленно. Но в чувстве юмора отказать этим людям невозможно.

- Соглашусь, неординарное чувство юмора очень важно для профессиональных юмористов, а для обычных людей насколько важно это качество?

- Наличие чувства юмора в нашей стране, на мой взгляд, это единственный способ выжить. Это не пожелание, это необходимость. Если человек без иронии воспринимает происходящее вокруг, его можно только пожалеть…

- Еще говорят, все юмористы жутко тщеславные люди. А как вы сами считаете?

- Ну а как без этого? Я вам больше скажу, всех творческих людей можно назвать тщеславными. Как ни цинично прозвучит, тщеславие - это наш двигатель, и без него не будет прогресса. Если занимаешься публичной профессией, то не можешь не быть тщеславным.

- По поводу нового поколения юмористов: КВН, Comedy Club. Есть ли ощущение, что вы сдаете позиции? И как вообще относитесь к такому типу юмора?

- Никакой конкуренции нет, так как мы работаем с разными поколениями. Не хочу проводить аналогии, но можно вспомнить пример из музыки. Группы Rolling Stones и Boney M. Одни начинали в 60-е, другие появились позже. У каждой группы своя аудитория, с которой они работают до сих пор. Говорить про Comedy Club однозначно - тяжело. Так как это целая армия разных ребят, многие из которых мне очень нравятся. Это и Гарик Харламов, и Павел Воля, и Гарик Мартиросян. У них есть достойные, смешные вещи. Это талантливые юмористы. Но в то же время существует масса людей, которые мне неинтересны, но на них есть спрос у обычного телезрителя. А раз есть спрос, есть и предложение. Я никогда не чувствовал, что мне кто-то дышит в спину. У них другой юмор, другая аудитория. И могу пожелать им только дальнейшего развития и процветания.

- В продолжение вопроса хотелось бы спросить вас о Comedy Woman. Ваша позиция по поводу места женщины на юмористическом поприще? Юмор и женщины совместимы?

- Я вообще убежден, что женщины чаще шутят лучше мужчин. Одна из главных особенностей женского юмора: девушка не знает, чем она закончит. У нее нет финала. Это мужчина в уме все выстроил по полочкам и знает, куда он ведет. Для женщины же загадка, где она остановится. Если говорить о женском чувстве юмора, на ум сразу приходит множество примеров. Фаина Раневская, Мария Миронова… Я бы не разделял здесь чувство юмора по половому признаку. По поводу Comedy Woman, то там та же ситуация, что и с Comedy Club. Есть большое количество талантливых девочек.

Но в одном смысле мне жаль их. Жаль в том смысле, что они все стоят на конвейере. В моем случае я ни с кем не связан никакими обязательствами или контрактами. Если мне не пишется, я могу не делать этого. Мне не нужно к каждой пятнице писать три номера и успеть поставить их. А у них каждую пятницу эфир, руководство ждет - и поток номеров поставлен на конвейер. Но невозможно каждую неделю выдавать потрясающие вещи. Даже очень талантливым артистам.

Поэтому порой такой выпуск будто сливки, разбавленные водой. Многие номера откровенно проседают на фоне других. Они заложники этих условий, и в этом смысле им не позавидуешь. Но, с другой стороны, они знали, на что шли. А раз назвался груздем, полезай в кузов.

Кстати, с появлением Comedy Club произошла одна неприятная вещь. Как только он появился, рейтинги передачи просто зашкаливали. А на телевидении присутствует тенденция самокопирования. Каналы берут лучшее друг у друга. И сейчас мы имеем дело с жутким перебором юмористических передач на телевидении. Их очень много. Я надеюсь, в будущем маятник качнется в другую сторону, и мы увидим больше серьезных, содержательных передач для думающих людей…



Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ

Новости
Статьи
Колумнистика
Мода и cтиль
Письмо в редакцию