Ольга ВОЛКОВА: "Не забывайте благодарить судьбу…."

О своих первых шагах в кино, о судьбоносной встрече с Эльдаром Рязановым, о тайнах актерской кухни и том, что же самое главное в актерской профессии, на встрече со зрителями в киноклубе-музее "Эльдар" рассказала известная актриса театра и кино, народная артистка России Ольга Волкова.

- Ольга Владимировна, как произошло ваше знакомство с Эльдаром Александровичем Рязановым?

- Эльдар Александрович иногда бывал у нас в театре и, наблюдая мою игру на сцене, награждал меня такими эпитетами, как "Смоктуновский в юбке", "гений, обойденный кинематографом", обещал снимать в своих фильмах и забывал на долгие годы, хотя ему обо мне напоминали. И вот как-то в 1972 году, когда я уже перешла из ТЮЗа в БДТ к Товстоногову, мы репетировали замечательную пьесу под названием "Сослуживцы". В дальнейшем пьеса превратилась в сценарий фильма "Служебный роман", я играла ту самую "Мымру". Играла с большим удовольствием и аппетитом, даже получила за нее премию как за лучшую роль года. И вот в один прекрасный день Эльдар Рязанов приехал к нам в театр - поговорить с Товстоноговым о том, чтобы он отпустил Олега Басилашвили на съемки. Увидел меня в коридоре и опять с восторгом начал признаваться в любви, назвал замечательной актрисой и собрался уйти. И вдруг Олег Басилашвили удивился: "Если такая замечательная, что же ты ей роль не предложишь?" Эльдар Александрович ответил, что сейчас нет у него в картине для меня ролей. Тогда Олег Валерианович начал настаивать: "А ты поищи"… И вскоре раздался звонок с киностудии - мне предложили сыграть официантку Виолетту в фильме "Вокзал для двоих", главные роли в котором исполняли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко.

- Со сцены киноклуба-музея "Эльдар" многие актеры благодарят великого режиссера за то, что он открыл им путь в кино, но вы еще благодарили его за статус москвички…

- Безусловно. Я благодарна Рязанову не только за то, что с его легкой руки начала активно сниматься в кино, но и за то, что переехала жить в Москву. Мне очень долго не удавалось получить московскую прописку, чиновники постоянно придумывали какие-то нелепые отговорки. И как-то на одной из премьер в зале присутствовал бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Я воспользовалась случаем и попросила Эльдара Александровича познакомить меня с ним, хотела проконсультироваться насчет того, что мне делать в этой ситуации. Эльдар Александрович представил меня и вдруг при всех попросил Юрия Михайловича помочь сделать актрису Волкову москвичкой. Лужков отмахнулся, мол, сделаем. Но надо знать Рязанова. Эльдар Александрович ему сказал: "Вы мне как мужик мужику скажите: "Сделаем!". И Лужков сделал, помог мне переехать.

- Возвращаясь к фильму "Вокзал для двоих", надо отметить, что ваша героиня получилась яркой, запоминающейся. Вы сами придумали этот образ или подсказал Эльдар Александрович?

- Конечно, для своих персонажей я очень въедливо ищу разные детали, хочу, чтобы они получились запоминающимися. И свою официантку Виолетту я долго искала. Я никогда не ходила в рестораны, извините, там все дорого, а у меня денег не было. Поэтому, как ведут себя настоящие официантки, понятия не имела. Но ради роли пришлось в Питере походить по разным заведениям. И вот однажды зашла в ресторан на Витебском вокзале, долго никого не было, и вдруг появилась Она. Официантка несла поднос, словно на нем несла себя. Я спросила: "Кто это?" Мне ответили: "Эта наша актриса. Она поступала в театральный, но не поступила". Я запомнила этот типаж и взяла на заметку. В следующий раз иду по Невскому проспекту, и навстречу идет огромная дама, глазки голубые, маленькие, губки бантиком, в руках капроновая авоська со свиной головой и вся в драгоценностях. И мне захотелось одеть свою Виолетту в такие же драгоценности. Достала для фильма точно такие же, может, кто-то и не обратит внимания, а для меня детали в образе очень важны, я сразу вживаюсь. Эльдар Александрович был удивительным человеком, он всегда прислушивался к мнению артиста, часто не соглашался, но порой и соглашался, в тот раз все мои предложения принял.

- А как получилось, что вас до Эльдара Рязанова очень мало снимали?

- Сложно ответить. С 13 лет я постоянно участвовала в массовках, ходила на все просмотры, пробовалась где только было возможно, но ничего не получалось, меня не снимали. А потом неожиданно для себя узнала, что попала в список лиц, которые не могут играть положительных героев. Формулировка такая: "Отсутствие социального здоровья в лице". В этом списке были Инна Чурикова, Гафт, Юрский, вообще много людей, и я тоже туда угодила. Поэтому, чтобы появляться на экране, хваталась за любую возможность. Однажды попала на "Ленфильм" к режиссеру, который запускал "В моей смерти прошу винить Клаву К". Режиссер посмотрел на меня и сказал, что у него все артисты уже есть, но, правда, осталась маленькая роль воспитательницы детского сада. Но там вообще нечего играть. Я попросила: "Дайте мне эту роль, я ее сделаю". Режиссер ответил: "Вообще-то она одинокая баба и в вашем лице что-то такое есть"... Это была одна из моих первых ролей в кино.

- Ольга Владимировна, вы знаете, я с детства очень хорошо помню этот фильм и помню вас в этой роли, такая нервная, крикливая воспитательница, которой вовсе нет дела до детей…

- Я эту роль буквально "подсмотрела" в одном детском саду. Актерскую кухню можно сравнить с самой настоящей кухней, на которой готовят изысканные блюда. И порой приходится мастерить кушанье из того, что попадает под руку, в ход идут самые разные, необычные ингредиенты. Если бы зритель только мог представит, из чего иногда делаются актерские роли, наверное, бы не поверил. Хороший актер помимо зрительной памяти должен обладать памятью слуховой, умением наблюдать за жизнью и запоминать любые детали. У меня, например, много ролей, где я должна мстить своему обидчику. Я не умею скандалить, теряюсь, не знаю, что сказать, в этот момент у меня одна только мысль: "Я тебя, скотина, сыграю!" И когда удается, это счастье…

- В фильме "Забытая мелодия для флейты", наверное, своей героине чиновнице Евгении Суровой вы мстили с особым удовольствием.

- В этом фильме - месть всем начальницам. Странно, столько лет прошло, но они так и не изменились. Помню одну высокопоставленную чиновницу из райкома комсомола. Началась перестройка, мы собрались что-то обсудить и ей сказали: "Так невозможно жить, вы нам ничего не даете делать". Вы бы слышали, как она засмеялась в ответ. И, конечно, лексика чиновниц - это что-то особенное: "В качестве приамбулы я сообщу вам несколько нюансов". Что значит этот бред, непонятно, но каким тоном произнесено… Если разобраться, как эти дамы попадали в чиновницы, то можно проследить их путь от ПТУ, потом райкома комсомола, затем парткома. И вот она уже, не прочитав ни одной книги - руководительница управления культуры. Приведу в пример один яркий случай. Однажды в Ленинграде в книжном магазине наблюдала сцену. Стоит такая высокомерная дама-чиновница с запиской в руке и начальственный голосом говорит: "Мне нужна книга "30 щенков". Продавщица спрашивает: "А кто автор?". "Ну не знаю, - нервно отвечает дама, - мне написали купить книжку, а автора не указали. Есть или нет?" Продавщица попросила посмотреть записку. Прочитала и покраснела: "Это не 30 щенков, а Зощенко..." Так вот Сурова была всем тем, что я ненавидела в них больше всего. Высокомерие, приспособленчество, цинизм. К сожалению, в Сурову не вошли подобные тексты и некоторые сцены, но я потребовала, чтобы она была одета дорого, ходила вечно в больших меховых шапках и чтобы выглядела как самая "махровая чиновница".

- Зато в фильме "Жестокий романс" вы сыграли очень милую французскую портниху. Ее французский прононс был прописан по сценарию?

- Нет, это я спросила Эльдара Александровича: "А можно моя модная портниха будет француженкой?" Он пожал плечами, ответил: "Ну, пожалуйста". Дальше начиналась работа, заказала за свой счет парик, нашла в Ленинграде настоящую француженку, она хорошо говорила на русском языке, но с французским акцентом. Я попросила ее наговорить фразы на магнитофон. К моему счастью, француженка коллекционировала детские книги, мне пришлось подарить ей свои лучшие экземпляры, а взамен получила правдивость образа. Ради того, чтобы зритель поверил, я готова на все!

- Как считаете, молодым актерам важно смотреть старые советские фильмы или это уже не имеет значения для современной киноиндустрии?

- Мне кажется, что смотреть необходимо. Меня звали преподавать во ВГИК, но я не иду ни в какие школы, иногда дома индивидуально даю актерские мастер-классы. Даже стали приходить пожилые актеры, и я "ставлю их на ноги". Так вот я включаю старое советское кино и показываю, как надо и как не надо играть. Объясняю, как важны разные детали в роли, как необходимы находки. Мы тщательно разбираем роль, делаем структурный анализ, находим пути решения и ищем ошибки. Недавно ко мне за помощью обратилась молодая актриса, ей поручили сыграть кошку. Я говорю: "Приезжайте ко мне завтра в спортивном костюме". Она приехала, и мы стали бегать по квартире, играть в прятки, прятаться друг от друга за диваном, одним словом, делать то, что обычно делают кошки. Это помогло ей легко перевоплотиться. Кстати, в интернете есть мои мастер-классы, много просмотров и комментариев, что очень приятно. Поэтому мне кажется, что надо прежде всего искать своего гуру, а не идти куда попало. И кстати, я не отказываю в помощи молодым актерам. Еще раз отвечаю на ваш вопрос: наши старые советские фильмы - это школа высочайшей актерской игры, их не то что смотреть, по ним учиться нужно.

- А так ли важно биться актеру с режиссером за свою роль, ведь роль прописана, играй, выполняй установки режиссера?

- Важно. Расскажу случай. Фильм "Небеса обетованные". Получила сценарий, прочитала свою роль Катьки и вошла в несогласие со сценарным ходом. Сказала Эльдару Александровичу: "Не вызовет моя героиня сочувствие у зрителей и на помойку она не попадет". Рязанов меня выслушал, сообщил, что будет пробовать другую актрису, а мне даст другую роль. И я уже понимаю, что в его фильме не снимаюсь. Уехала. Но над ролью думаю, по-прежнему ищу решение. В Ленинграде случайно встречаю одного шведа, который влюблен в Россию, и для него все хорошие. Ты хороший, он хороший, она хорошая… И вдруг понимаю, по-моему это ход! Через месяц раздается звонок. Эльдар Александрович перепробовал замечательных актрис и увидел, что хода нет. Я говорю: "Можно я предложу свой вариант?". Режиссер согласился выслушать. Я предлагаю: "Для моей героини Кати все в ее жизни были хорошие. Она не знала, как жил народ, и не интересовалась его проблемами. Но ей всех было жалко, и не важно, кого жалеть. Она говорила: "Мне его так жалко. Он позовет, я и пойду". И поэтому жалость и завела ее на помойку. Ее-то никто не пожалел…" Эльдар Александрович согласился с моим предложением. Он принимал любые актерские находки и пристально их рассматривал, равных ему не знаю. Поэтому и актерам советую: все, что вы видите вокруг - походки, повороты головы, словечки, все пригодится. Будьте любопытны к жизни…

- Что самое важное для актера, без чего невозможно состояться в профессии?

- Во-первых, нужно иметь хорошую театральную школу. Театральная школа - это база. Но дальше уже идет энергетика, без нее невозможно стать настоящим актером. Избыточная энергия - это только врожденное качество, подарок судьбы, с ним приходят в этот мир, поэтому актеры люди особенные. Я никогда не могла стоять в очереди, мне, как режиссеру, всегда хотелось всех переставить, настолько не терпелось выплеснуть свои эмоции, энергию. А кто-то спокойно стоял, не тратя энергию, значит, ее было мало. Если в человеке есть данность, ее можно угадать и раскачать, главное - повышать задачи. Когда я стала артисткой, то с каждым годом поднимала планку выше и выше, потом стало вообще тесно в своих ролях. Все время усложняла себе жизнь, потому что хотела расти, пробовать себя в другом пространстве. Сыграла Офелию, потом мне предлагали Офелию, а мне уже неинтересно, захотелось попробовать Гертруду. Даже в шестом составе, главное - выйти за рамки. И у меня нет страха оступиться, комплексы долой. Главное - не забивать себя страхом, что не получится. Требуется лишь мощный энергетический выброс энергии.

- Значит, вы благодарны судьбе?

- Именно. И не забывайте благодарить судьбу за все. Радуйтесь каждой минуте, потому что мы не знаем, что с нами будет через час, радуйтесь и своим успехам, и успехам своих друзей. Мне очень хочется поблагодарить судьбу за то, что она послала мне прекрасных друзей, талантливых режиссеров и любящих зрителей!

Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ

Новости
Актуально
Статьи
Изготовление книг

Званый гость
Александр КАЛЯГИН: "Сегодня нам важно сохранить то, что имеем…"
Александр...
Колумнистика
Письмо в редакцию