Не пора ли нам в театр?..

Многим из нас театр необходим как воздух. И тому есть множество причин.

Несомненно, кто-то во что бы то ни стало хочет скрыться от скучной повседневности и рутины, уйти от реальности в мир вымышленных страстей и переживаний. Такие люди были во все времена. И все же главное в другом. Театр - это ведь магия. Не черная и не белая, а своя собственная, театральная. Это место, в котором удивительным образом материализуются сокровенные желания и помыслы, высвобождается то самое "подсознательное" - конек Фрейда и Юнга, а в характерах героев, в их поведении на сцене совсем уж мистически проявляются наши собственные мысли и чувства. Будучи, по сути, волшебством, совершающимся online, театр связывает единомоментным энергетическим импульсом артиста и зрителя. А дальше почти всегда поиск, пусть и не осознанный, своего "двойника", используя терминологию Гофмана и Достоевского, того самого alterego. В пространстве даже маленькой сцены может быть заключен целый космос. А на нескольких метрах подмостков могут воплотиться самые невероятные желания и самые героические мечты.


Вымышленная реальность способна вдохновить и даже преобразить, хотя и может быть чревата фатальными последствиями. Сильное переживание катарсиса подчас не только возвышает, но и становится причиной душевного расстройства. Однако если воспринимать театр как "кафедру, с которой можно сказать миру много добра" (Н.В. Гоголь), то он станет еще и школой хорошего вкуса и правильного воспитания, необходимых знаний и творческих устремлений. Ведь считали же некогда московские студенты своим "вторым университетом" столичный Малый театр - с его рафинированным языком, старомосковским произношением и утонченными манерами. И что уж тут говорить о недавних шестидесятниках, которые выросли на спектаклях любимовской "Таганки", которая так находчиво и метафорично отобразила свой век.

Изначально театр - дитя игры и обряда. Именно так он зарождался. Из Древней Греции (там жанром античных мистерий, прославлявших богов и героев, было положено начало профессиональному театру, сочетавшему в дохристианскую эпоху музыку, пение, декламацию и танец) он перекочевал в Древний Рим и Византию, а потом утвердился и в других странах Европы. Параллельно формировался и азиатский театр (прежде всего в Японии и Китае).

Драма, опера и балет… Театр затем предстал и в иных своих ипостасях (пантомима, мюзикл, оперетта, водевиль…), пока не превратился в интерактивное действо, когда зритель участвует в происходящем ничуть не меньше, чем актер. Что, собственно, и подтверждает знаменитый постулат Шекспира о том, что весь мир и есть театр.

Правда, некогда непререкаемые составляющие театрального искусства (аутентичность, единство времени, места и действия…) нынче сданы в архив, и все смешалось в доме Мельпомены. Но ведь театр - это всего лишь зеркало, в котором отражается наша жизнь. Отражается по определенным законам. Ну или вовсе без них.

Отдельно на плашке

Один из самых красивых театров мира - "Принцесса Александра" - находится в канадском Торонто. А самый большой - "Жемчужина на воде" - в Китае.

В числе великих театральных реформаторов - Константин Станиславский, создавший свою собственную систему, основанную на психологической достоверности, и Михаил Чехов - создатель системы развития образов. Среди наших современников - Роберт Уилсон, основоположник современного театрального авангарда и выдающийся интерпретатор театра как синтеза движения, языка и света. В его постановке в Москве идут "Сказки Пушкина" (Театр наций).

Русский театр берет свои истоки в период правления царя Алексея Михайловича. До того все представления были исключительно вертепными (кукольными) и скоморошьими. Первый придворный театр появился в 1672 году. А первый профессиональный - в 1756-м, в Ярославле. Главный театр страны - Большой (прежде Петровский) - распахнул свои двери в 1776 году.

Сегодня в Москве действует более ста театров.

Алекс Грей

Новости
Статьи
Званый гость
Сергей ПРОХАНОВ:...
Сергей ПРОХАНОВ:...
Колумнистика
Письмо в редакцию