Нарисуй мне историю

У наших соотечественников комиксы ассоциируются с чем-то детским и несерьезным: с картинками из журнала "Мурзилка" или пафосными историями о несуществующих супергероях. На самом деле комиксы - огромная мировая индустрия и такое же искусство, как кино или живопись.


Комикс - не книга, не картина и не фильм, хотя он объединяет черты этих видов искусства. Форма синтетическая, но совершенно самостоятельная. В эту форму можно завернуть любые жанры и сюжеты, от "Войны и мира" до "Курочки Рябы". Комиксы с 40-х годов стали полноправной частью культуры США, проникли в кинематограф и литературу. Если изначально они действительно были ориентированы на детей и подростков, то позже темы стали взрослеть вместе с аудиторией. Даже в обычных супергеройских сериях есть свои жемчужины, что уж говорить о так называемых графических романах - больших произведениях с качественным сюжетом и прорисовкой. В России популярность комиксов растет начиная с 2010 года - когда впервые официально был издан легендарный графический роман Алана Мура "Хранители". В мире комиксов каждый может найти что-то интересное для себя. Как с музыкой: можно не любить джаз и кантри, но обожать тяжелый рок. При этом вряд ли кто-то скажет: "Я не слушаю музыку", зато "Я не читаю комиксы" - говорят довольно часто. Многие графические новеллы уже успели стать классикой, а некоторые ("Маус" Арта Шпигельмана) даже получили Пулитцеровскую премию. К комиксам обращаются и маститые писатели - вроде Нила Геймана.


Комиксы, естественно, бывают не только американские. В разных странах их называют по-своему, у них есть уникальные особенности.


1. Манга. Это японские комиксы, обычно выполненные на дешевой бумаге в маленьком формате и черно-белом цвете. На них похожи и китайские с корейскими, которые называются немного иначе - "манхва" или "маньхуа". В Японии манга по популярности не отстает от кино или знаменитых аниме-мультфильмов. По этим комиксам удобно изучать современную японскую культуру, но желательно соблюдать осторожность: в манге практически нет цензуры, и можно нарваться на шокирующий контент. Она классифицируется по полу и возрасту целевой аудитории. Например, "Призрак в доспехах" и "Тетрадь смерти" - это изначально сэйнен-манга, предназначенная для молодых мужчин.

2. BD, сокращение от bande dessinée ("рисованная полоса, лента"). Франко-бельгийские комиксы, наиболее известные и самобытные из всех европейских. Вот это действительно настоящие серийные графические романы, которые издаются не в периодических журналах, а в твердой обложке, на плотной глянцевой бумаге с роскошными иллюстрациями. Обычно BD рассказывают лирические истории из повседневной жизни. Их называют "девятым искусством" и оценивают очень серьезно. В Брюсселе есть даже бельгийский центр BD. Но такое отношение не душит в BD развлекательный элемент - достаточно вспомнить "Приключения Тинтина" или "Астерикс и Обеликс".

3. Итальянские фаметти. Эти рисованные истории точно не рекомендуется давать детям, потому что в большинстве своем фаметти рассчитаны на взрослую аудиторию и изобилуют откровенными сценами (18+). Часто фаметти в нарочито гротескной и пародийной форме переигрывают сюжеты привычных американских комиксов про супергероев. Архетипы супергероев и суперзлодеев вообще не очень прижились на европейской почве, пафос повествования заметно снижен. Знаменитый режиссер Федерико Феллини начал карьеру в качестве журнального иллюстратора фаметти и позже заявлял, что комиксы могут щедро поделиться с миром кино персонажами, сюжетами и сценографией.


Комиксы не обязательно покупать и читать в бумажном варианте, сейчас большинство из них доступны в электронном виде. Впрочем, отдельные тома представляют большую ценность для коллекционеров.

Новости
Статьи
Званый гость
Сергей ПРОХАНОВ:...
Сергей ПРОХАНОВ:...
Колумнистика
Письмо в редакцию