У ПОДЗЕМНОЙ МОСКВЫ СВОЯ ИСТОРИЯ…
Автор: Татьяна Калмыкова

Первая станция метро «Сокольники» 1935 год. И хотя все 13 станций открылись одновременно, пальму первенства решили отдать «Сокольникам». Ведь именно здесь, на улице Русаковской, началось строительство первой подземной шахты.
https://1.bp.blogspot.com/


Я будто в каком-то магическом гроте,
На дне океана в одном из миров...
Забыты на время волненья, заботы.
Я в сказке, названье которой - МЕТРО!

Аркадий Млынаш

Помню, в 90-й годы мы с коллегой ехали в Лондонском метро и о чем-то разговаривали. Напротив стоял интеллигентного вида афроамериканец. Выходя из вагона, он, обращаясь к нам на ломаном русском, промолвил: «Московское метро очень красивое»… Улыбнувшись, мы, кивнули. Иностранец вышел из вагона, а мы стали вспоминать наши станции и тех знаменитых архитекторов, скульпторов и художников, которые их создавали.

Шутка ли, 44 станции - настоящие шедевры архитектуры! А какие художники и скульпторы их оформляли! А какая история у нашей «подземки»…

85 лет назад, 15 мая 1935 года открылась первая линия Московского метрополитена «Парк культуры» - «Сокольники». В этот день в метро прокатились 370 тысяч человек, никто не бросил на пол ни бумажки. Все были заворожены подземным чудом. Однако первое время метро воспринималось, скорее, как аттракцион, а не новый вид транспорта.

«От Сокольников до Парка на метро»…

Каким же было то майское утро, которое навсегда вошло в историю Москвы, да и страны? В 6 часов 45 минут распахнулись двери всех 13 вестибюлей станций. Чтобы не пропустить этот исторический момент, москвичи дежурили всю ночь. Первый поезд отправился от станции «Сокольники», и вел его инженер завода «Динамо» Михаил Наумович Шполянский.

«Сверкающий огнями подземный поезд плавно замедляет ход…Станция «Красносельская». В распахнувшиеся автоматические двери видны розовые и палевые прожилки колонн, просторный перрон. В вагон входят первые пассажиры. Снова захлопнулись двери, и снова поезд бесшумно устремляется вперед. И реальное великолепие розово-палевых колонн из мрамора, с капитолиями, увенчанными гордой надписью «КИМ», открываются на перроне подземной станции «Комсомольская площадь». Перрон сверкает электричеством, нарядные изящные вагоны подземного поезда снова готовы в путь. Гудок и неправдоподобие, воплощенное в реальность, и материализованная фантастика подземной Москвы, снова сверкая огнями, снова бесшумно устремляется вдаль», - так писал корреспондент одной из столичных газет, прокатившись в вагоне первого поезда метро.


Платформа станции метро «Сокольники», 1935 год.
https://66.media.tumblr.com

Решение о сооружении метрополитена в Москве было принято 15 июня 1931 года на июньском пленуме ЦК ВКП(б). Первый пробный поезд проследовал по участку «Комсомольская» – «Сокольники» 15 октября 1934 года. Первая очередь Московского метрополитена «Сокольники» - «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» открылась 15 мая 1935 года. Все 13 станций были построены в рекордно короткий срок, всего за год. Общая протяженность маршрута составляла 11,2 км, время в пути 21 мин. Составы из четырех вагонов ходили с пятиминутными интервалами. Но к концу года вагонов стало шесть, а интервал движения сократился до четырех минут.


Станция метро «Дворец Советов» («Кропоткинская»).
https://s.zefirka.net

Вот так выглядела схема столичной «подземки» 85 лет назад.
https://avatars.mds.yandex.net/

Почетный пассажир

Первым пассажиром метро был мастер завода «Красный пролетарий» Петр Николаевич Латышев. Он купил билет № 1 серии «А» за 50 копеек». Рассказывают, один из американских коллекционеров предлагал за него приличную сумму в твердой валюте, но Латышев отказался. Сказал, что сохранит для истории.

До июля 1935 года билеты были картонными с отрывными корешками. Для каждого направления свой цвет: в сторону «Парка культуры» - малиновый, а в сторону «Сокольников» - желтый. Билет был действителен в течение 40 минут и только в одном направлении.
https://otvet.imgsmail.ru/

К осени 1935 года стоимость билетов снизили сначала до 40, а затем до 30 копеек. Пассажиров стало намного больше. Контролеры проверяли билеты не только в вестибюлях станций, но и ходили по вагонам. Москвичи радовались, новому виду транспорта, ведь раньше на этот маршрут они тратили более двух часов. А вот «водители лошадей», как называли себя извозчики, загрустили.

Песня старого извозчика

Извозчик ждет своих пассажиров у метро.
https://drugoigorod.ru/

Ну и как же это только получается
Что-то в жизни перепуталось хитро
Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся
От Сокольников до Парка на метро
, - поется в шутливой «Песне старого извозчика», которую написал молодой композитор Никита Богословский на слова никому неизвестного Ярослава Родионова.

Леонид Утесов сразу же включил ее в свою новую программу «Напевая, шутя и играя», которая готовилась для летних гастрольных концертов 1941 года. Но началась война, программу пришлось сменить и «Песню старого извозчика» артист впервые исполнил только в 1942 году в Москве. После этого Утесов пел ее на Калининском и Волховском фронтах. На пластинку «извозчик» попал только 3 февраля 1945 года. Песня полюбилась москвичам и зажила своей жизнью. Ее поют и сегодня, хотя «извозчики были отменены» в Москве в 1939 году.


Довоенные радиусы

В 1937 году был введен участок второй очереди «Смоленская» - «Киевская» протяженностью 1,3 км. В 1938-м в строй вошел действующий участок «Улица Коминтерна» (эта станция была переименована сначала в «Калининскую», а потом в «Арбатскую») – «Курская», протяженностью 2,3 км. Движение поездов по Кировско-Фрунзенской и Арбатско-Покровской линиям стало раздельным. Кроме того, поезда пошли и по Горьковскому радиусу «Площадь Свердлова» («Театральная») – «Сокол», длиной 8,5 км.

К началу Великой Отечественной войны метро перевозило лишь 14% пассажиров, 70% ездили на трамвае, 8 % - на автобусах и троллейбусах. Многие воспринимали метро как развлечение, и неудивительно: в вестибюлях станций, как в театре, располагались буфеты с закусками, сладостями и мороженым.

Буфет в северном вестибюле станции метро «Охотный ряд», 1935 год.
https://cdn-s-static.arzamas.academy/

«А завтра началась война»

Великая Отечественная война круто изменила жизнь Московского метрополитена…

В октябре-ноябре 1941 года фашистские самолеты все чаще пытались прорваться к столице. Метро работало в особом режиме. Движение поездов прекращалось сначала в 19, а затем в 17 часов, и метрополитен превращался в огромное ночное убежище. Женщины с детьми ночевали в вагонах, стоящих у платформ, остальные размещались в тоннелях. Там появились деревянные настилы и двухъярусные нары. В недостроенных эскалаторных тоннелях сделали лестницы и добавочные вентиляционные установки.

Москвичи укрываются на станции «Маяковская» во время налета фашистской авиации.
http://gup.mosmetro.ru

На 20 станций было завезено 3,8 тысячи детских кроваток и 4,6 тысячи топчанов. На платформах устроили питьевые фонтанчики, а в тоннелях - обычные водопроводные краны. Оборудовали 25 постоянных и 15 переносных туалетов. Провели дополнительное освещение. Позаботились и о малышах: на станциях можно было купить молоко в бутылочках и белый хлеб. Организовали передвижные библиотеки и даже показ кино. В убежище можно было получить медицинскую помощь.

За время воздушных тревог в Московском метрополитене родилось более 200 детей.


Библиотека на станции метро «Курская».
http://gup.mosmetro.ru/

Приказано затопить…

На некоторых станциях метро с первых дней войны разместились военные и государственные учреждения. На «Кировской», например («Чистые пруды») находилось Оперативное управление Генштаба. На станции «Красные ворота» оборудовали командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата Народного комиссариата путей сообщения. На «Белорусской», «Площади Свердлова» и некоторых других станциях размещались различные военные организации.

Черным днем для метростроевцев стало 15 октября 1941 года. Утром от наркома путей сообщения Лазаря Кагановича, был получен приказ: метро закрыть и уничтожить. Ночью началась подготовка к его затоплению. Рубили электрический кабель, минировали объекты метро, на станции, демонтировали эскалаторы, готовились к эвакуации вагонов. Утром 16 октября метро впервые не открылось…

Лазарь Моисеевич Каганович. В начале 1930 года бывший Генсек ЦК КП(б) Украины стал первым секретарем Московского областного, а затем и городского комитетов партии, а также полноправным членом Политбюро ЦК ВКП(б). Руководил сельским хозяйством, возглавлял транспортную комиссию, а с 1935 года непосредственно руководил работой по составлению Генерального плана реконструкции Москвы и архитектурного оформления «пролетарской столицы». Возглавлял строительство первой очереди Московского метрополитена, который стал носить его имя. В начале войны получил должность наркома путей сообщения.

Лазарь Каганович и Иосиф Сталин.
https://24smi.org

Однако Государственный комитет обороны признал решение о затоплении метро ошибочным и дал отбой. В тот же день в 14 часов 12 минут на Кировско-Фрунзенской линии вновь подали напряжение. А в 18.05 пришел приказ возобновить движение: первый поезд отправился по своему маршруту в 18.45. Москвичи облегченно вздохнули…

«Маяковская» - центр страны

Накануне годовщины Октябрьской революции, 6 ноября 1941 года, движение поездов по Горьковскому радиусу было приостановлено. На «Маяковской», как самой глубокой станции, состоялось торжественное заседания Московского Совета, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции. Выступил Сталин. Его обращение к советскому народу накануне парада на Красной площади сыграло огромную роль в укреплении морального духа.

Торжественное заседание Московского совета на станции метро «Маяковская» проходило в комфортных условиях. Из Большого театра привезли кресла для 2000 человек, перед эскалаторами установили трибуну. В находившихся на станции составах разместились радиоузел Всесоюзного радио, буфет, раздевалка для артистов, которые после заседания дали концерт.
http://gup.mosmetro.ru

В 1941 году в результате бомбардировок были повреждены Смоленский метромост, вестибюль станции «Белорусская», перегонный тоннель на участке «Смоленская» - «Арбатская» (под Театром им. Вахтангова). Все оперативно восстанавливалось. Перерывы в движении поездов не превышали суток.

Война войной, а метро строится…

Строительство метро, приостановленное перед началом войны, возобновилось уже в декабре 1941-го, как только немцев отогнали от Москвы. Новый 1943 год метростроевцы встречали трудовыми победами: Горьковский радиус был продлен на 6,2 км от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).

20 ноября 1943 года открыли станции: «Новокузнецкая» и «Павелецкая», 18 января 1944 года в эксплуатацию введена Арбатско-Покровская линия: «Курская» - «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» («Партизанская») протяженностью 7,1 км. А 15 мая 1944 года на Арбатско-Покровской линии открылась станция «Электрозаводская».

Таким образом, во время Великой Отечественно войны в московском метро было открыто семь новых станций: «Завод имени Сталина» («Автозаводская»), «Сталинская» («Семеновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» («Партизанская»). «Новокузнецкая», Павелецкая, «Бауманская», «Электрозаводская». На каждой из них можно увидеть табличку: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны». Оформление всех этих станций было посвящено военной тематике.

Станция «Партизанская» - «Что в имени твоем?»

Станция «Партизанская». Памятник Матвею Кузьмичу Кузьмину – 83-летнему крестьянину, повторившему подвиг легендарного Ивана Сусанина. Он стал самым пожилым обладателем звания «Герой Советского Союза».

http://i.mycdn.me/

На станции «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» была воплощена тема освободительного движения на оккупированных территориях Советского Союза. Здесь установлены скульптуры Зои Космодемьянской и других партизан. Стены, отделанные красным и белым мрамором, украшены барельефами, выполненными Саулом Рабиновичем, и плитками с изображениями видов советского оружия.

Необычно и само устройство станции: две платформы и три пути. Такая «архитектура» и сегодня порождает невероятные мифы и легенды. На самом же деле, проекты создавались в 30-е годы, планы были грандиозные. Около станции планировалось возвести огромный стадион народов СССР имени Сталина. И чтобы избежать огромного потока пассажиров во время больших спортивных событий, сделали три пути. Но война внесла свои коррективы. Стадион так и не построили, а три пути, напоминающие о невоплощенных мечтах, остались. Станцию в 1947 году переименовали в «Измайловскую», в 1963-м в «Измайловский парк». А в 2005 году, к 60-летию Великой Победы, ей дали новое имя «Партизанская». Ведь оформление станции, сооруженной в военные годы, изначально было посвящено именно партизанскому движению в годы войны.


Станция «Электрозаводская».
https://pastvu.com


Станция «Завод имени Сталина» «Автозаводская».
https://upload.wikimedia.org


http://metro-photo.ru/

Станция метро «Сталинская» («Семеновская»).
http://data9.gallery.ru

Послевоенная Кольцевая

После войны строительство метро продолжается, как и традиции радовать москвичей подарками к праздникам. 1 января 1950 года был сдан в эксплуатацию первый участок Кольцевой линии от «Курской» до «Парка культуры» протяженностью 6,4 км с промежуточными станциями: «Таганская», «Павелецкая (переход на Горьковско-Замоскворецкую линию), «Серпуховская» («Добрынинская»), «Калужская» («Октябрьская») и «Парк Культуры» (переход на Кировско-Фрунзенскую линию).


Схема Кольцевой линии Московского метрополитена протяженностью 19,3 км. Она проходит вокруг центра города и соединяет основные железнодорожные вокзалы Москвы. На «кольце» расположены 12 станций и все они являются пересадочными.
https://img0.liveinternet.ru

Все станции Кольцевой линии - памятники расцвета архитектурного стиля сталинский ампир (триумф). Каждая из них посвящена особой теме, но при этом созвучна с чувствами народов СССР конца 1940-х - начала 1950-х. Центральное место в архитектурном и художественном оформлении отводится Победе народа в Великой Отечественной войне. И как талантливо наши художники воплотили ее в жизнь. На Кольцевой своей красотой меня всегда поражали три станции: «Октябрьская», которая до 1961 года называлась «Калужской», «Новослободская» и «Комсомольская».

Станция-алтарь

«Калужскую» сооружена в 1950 году по проекту архитектора Л.М. Полякова. Она задумывалась как торжественный реквием павшим в Великой Отечественной войне.


Станция метро «Калужская» («Октябрьскя»).
https://pbs.twimg.com


Потолок вестибюля украшен барельефами воинов-победителей.
https://www.ljplus.ru
Свод подземного зала разделен арками, у основания которых размещены барельефы с изображением воинов Советской армии. Ряды факелов ведут к «алтарю с голубым небом. Создается иллюзия, что там, за воротами – счастливая жизнь… или вечное блаженство.
https://avatars.mds.yandex.net


Специалисты утверждают, что еще никому, кроме Полякова, не удавалось создать в метро храмовое пространство. На самом же деле, по задумке архитектора Полякова, арка с нишей, верхушка которой выкрашена в голубой цвет, должна была создавать ощущение солнечного дня и голубого неба за воротами. За этот проект Поляков был удостоен Сталинской премии.

Павел Корин на Кольцевой

Станция «Новослободская» возводилась по проекту известного архитектора Алексея Душкина. Сразу же было решено: ее должны украшать витражи. Эскизы пригласили делать художника Павла Корина, он в то время расписывал плафоны на «Комсомольской» -кольцевой. Художник с радостью согласился. Об истории создания растительных орнаментов Коринских витражей ходят легенды. Одни считают, что его вдохновили парчовые ткани из Грановитой палаты. Другие утверждают, что художник взял за основу рисунок на ризе средневековых церковнослужителей. А почему бы и нет?

Павел Корин, иконописец из Палеха, прожил удивительно интересную творческую жизнь. Вместе с Михаилом Нестеровым он трудился над созданием фресок в Марфо-Мариинской обители. От него молодой живописец перенял отношение к искусству как духовному подвигу, возможному в любое время и при любой власти. В 1916 году по заказу Великой княгини Елизаветы Федоровны художник выполнял росписи усыпальницы на территории обители.

В 1925 году Павел Корин присутствовал на похоронах патриарха Тихона. Его поразило огромное число православных христиан, которые съехались со всей страны. Люди, чья вера подвергалась теперь осмеянию, а святыни – уничтожению, были невероятно стойки и едины в своем горе… Именно тогда у художника возник замысел масштабного полотна, которое он хотел назвать «Реквием». На протяжении десятилетия Павел Корин писал портреты деятелей церкви, участвовавших в крестном ходе во время похорон патриарха. В тридцатые годы подготовительные работы художника увидел Максим Горький, друживший с художником. Он предложил назвать работу «Русь уходящая»…


Павел Дмитриевич Корин, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий.
https://i.pinimg.com

Витражи изготавливали латвийские мастера, которые украшали когда-то рижские католические костелы. Большую часть композиции занимает рисунок в виде цветов, которые растут из античных ваз. Круги в верхней части посвящены труду советских людей. Там можно увидеть рабочего, музыканта, колхозницу...

В торце станции - большое смальтовое панно на тему «Мир во всем мире». Его также придумал Павел Корин. В центре композиции – женщина с маленьким ребенком на руках. Младенец тянет руки вверх. На их фоне - сноп золотой пшеницы. На нем лента с надпись «Мир во всем мире» и голуби. Над женщиной - профиль Сталина, к которому тянется ребенок.


Первоначальный вариант панно.
https://avatars.mds.yandex.net

Однако в середине 1960-х годов, когда началась борьба с «культом», профиль вождя поменяли на голубя с надписью «МИР».


Так выглядит это панно сегодня.
https://avatars.mds.yandex.net

Согласно легенде, станцию осматривал Хрущев. Увидев на панно босоногую женщину, возмутился: «Что, советская колхозница не может позволить купить себе обувь». Даму срочно обули в древние сандалии. Но после этого решили возмутиться другие представители партийной комиссии. Мозаика им напоминала «Сикстинскую Мадонну». Для страны победившего социализма это неприемлемо.

Панно приказали снять. Но работники метрополитена поступили очень мудро: они закрыли композицию мраморной фальшивой стеной. А когда Хрущева сместили, они «мадонну» открыли.

За художника заступилась Фурцева

Станция метро "Комсомольская"-кольцевая. По своей красоте ей, пожалуй, нет равных. Не станция, а галерея. Здесь постоянно полно туристов. Фотографируют каждую роспись плафона потолка, словно редкую музейную картину.
http://b-m.info/

Станция построена знаменитым архитектором Щусевым с соавторами. Оформление выполнено по эскизам Корина. Станционный зал украшает мозаичное панно из смальты и ценных камней с портретами русских полководцев разных времен. Александр Невский на Чудском озере, Дмитрий Донской на Куликовом поле, Александр Суворов во время Альпийского похода, Михаил Кутузов на Бородинском сражении…

Александр Невский. Фрагмент панно на «Комсомольской»-кольцевой.
https://yandex.ru/images/search

На панно с Александром Невским Корин изобразил лик Спаса Нередицкого - утраченную новгородскую икону. А на мозаике с изображением Куликовской битвы, Дмитрий Донской держит в руке знамя с ликом Христа. Кто-то «рассмотрел» это и донес на Корина, дескать, в метро иконы рисуют. Но министр культуры Екатерина Фурцева была настолько впечатлена работами художника, что убедила Никиту Сергеевича эти панно оставить. Рассказывают, что в ответ, Хрущев сказал: «Да вы просто сделайте тогда, будто на знамена ветер дует. Лик Христа останется, но все же не икона! Да и разглядеть будет сложнее»…

Легенды, мифы и гороскоп

О метро немало ходит легенд, и в основном, они связаны с Кольцевой. Астрологи даже составили свой гороскоп, выбрали каждому знаку Зодиака свою станцию. Благо, их 12! Так, например, для Водолеев, по их мнению, предпочтителен «Проспект Мира», для Рыб -«Комсомольская», для Овнов - «Курская», для Тельцов - «Таганская», а для Близнецов - «Павелецкая». Скорпиону звезды рекомендуют «Краснопресненскую», Стрельцу - «Белорусскую». Раку следует обратить внимание на «Добрынинскую», Льву - на «Октябрьскую», Деве - на «Парк культуры». Весам больше всего подходит станция «Киевская», а Козерогу - «Новослободская».

Одна из самых распространенных легенд касается истории создания Кольцевой линии. Говорят, что когда обсуждался перспективный план строительства метро, Сталин, слушая доклад, пил кофе. Специалисты предлагали строить в «подземке» только радиальные ветки и пересадочные станции. Тогда Сталин поставил чашку вверх дном прямо на план, и на нем остался круглый кофейный след. Вождь народов посмотрел на отпечаток и сказал: «Вот так линию и проектируйте». Более того, некоторые утверждают, что именно поэтому ее обозначили на карте коричневым цветом. Ну чем ни Петр Первый, «палец» которого остался на чертеже железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву.

Ореолом загадочности окружены не только станции, но и поезда. Рассказывают, что некоторые пассажиры видели, как после 12 ночи, ближе к закрытию метро, мимо них промчался без остановок поезд с какими-то странными пассажирами. Все они были в одежде, соответствующей моде довоенного времени. Да и кабине машиниста сидел человек в форме старого образца. Но самое главное, что все пассажиры выглядели веселыми и счастливыми. На некоторых станциях он останавливался и открывал двери. Тот, кто садился в этот загадочный поезд, в реальную жизнь уже не возвращался…

Ну а мы обязательно вернемся и продолжим наше путешествие уже по станциям метро ЮЗАО.

Читайте также
НЕ ФАСОЛЬ, НО... ВИГНА!
Читать
ДЖОН ДЖЕЙМС ОДЮБОН... КАК ЕМУ УДАЛОСЬ «ОКОЛЬЦЕВАТЬ» МЕЧТУ?
Читать
МОРЕ НАШЕЙ МЕЧТЫ, ИЛИ СТОП, БРАКОНЬЕРЫ!
Читать
Городские огурчики поспеют на балконе…
Читать
ПОГОВОРИМ ПРО НЛО?..
Читать
Кто в московских реках живет?
Читать