СТАРОСТЬ ЕГО ДОМА НЕ ЗАСТАНЕТ…
Автор: Андрей Федоров
Фото из архива автора

https://yandex.ru/images/search

Спустя сорок пять лет наконец-то познакомился с автором легендарной байдарки «Таймень» Валентином Строгоновым. Несмотря на то что завод "Салют" прекратил ее выпуск в 2011 году, двухместная и трехместная модификации выпускаются до сих пор малыми предприятиями, а одноместная готовится к производству.

                                              Валентин Строганов. Приблизительно 1965 год.

История одного «разоблачения»

В середине 70-х годов прошлого века отец каждое лето уезжал в командировку почти на месяц. Говорил, искать «перспективные месторождения газа» в Сибири. Через месяц возвращался. Небритый, пропахший костром и тайгой. Доставал из рюкзака вяленую рыбу, ведерко брусники или черники. Причудливые коряжки, похожие на людей и зверюшек. Потом были фотографии. Бородатые дядьки с громадными рюкзаками. Тайга. Горы. Сопки до горизонта. Костер. Гитара. Как же мне хотелось быть рядом…

А потом мать нашла у отца другие фотки его походов. Такие, что волосы у нее дыбом встали. Никакой газ в Сибири он, оказывается, и не думал искать.

     Самодельный плот туристов-водников 60-х годов. Обычно туристы из числа советской интеллигенции                       проводили отпуск на реках Алтая, Сибири и Урала. Это были глухие, малонаселенные места.                                 https://yandex.ru/search

Верно говорят: «Как веревочке ни виться, а конца не миновать». Отвесные скалы. Бурная горная река, белая от пены. Низвергающийся водопад. С него летят в ревущем потоке на маленьком плоту несколько «психов». Отец и еще какой-то дядька на корме, уверенно держа длинную гребь-весло, направляют плот в узкий скальный проход. В самую гущу водяного ада! Остальные чуть ли не зубами вцепились в какие-то веревки на утлом плотике. Кошмар! Ужас!

  Больше полувека прошло, но сплавы на самодельных плотах по горным рекам продолжаются и поныне.                https://yandex.ru/search

Вот такие, оказывается, у бати были «командировочки». Сплавлялся с друзьями по крутым порожистым рекам Алтая, Сибири и Грузии на самодельном плоту. А нам врал, что камеры от «Камаза» ему нужны, чтоб через болота переправу мостить. Мать в слезы.

«С ума спятил. Ладно, меня вдовой оставишь! О сыне подумай»… И так далее и тому подобные причитания. Я тоже осерчал. Мог бы мне сказать. Уж не выдал бы.

Отец дал «торжественное» обещание, что больше в подобные «командировки» ездить не будет. А зимой под Новый год притащил новогодний подарок: байдарку «Таймень» в двух упаковках. Всю «тринадцатую» зарплату - 180 рубликов - в нее вбухал.

- С Андрюшкой-то можно по Москве-реке ходить, - обнимая мать, улыбался отец. Мама только натянуто улыбалась в ответ, а я был на седьмом небе от счастья. Байдарка. Палатка. Костер и гитара!

Первое знакомство

Весной, на майские праздники, как и было обещано, уехали под Можайск к истокам Москвы-реки. Когда собрали «байду» и я сделал свой первый гребок, млея от счастья, отец подарил мне на память толстую записную книжку в кожаном переплете. Еще «фирмовую» шариковую авторучку и набор цветных карандашей. В книжку я должен был записывать события дня. Сколько прошли километров. Рисовать изгибы реки. Отмечать мели и перекаты. Населенные пункты, особенно где есть магазины «Сельпо». Места удобные для стоянки. Еще, как правильно поставить палатку. Разжечь с одной спички костер. Как нагреть речные камушки на углях костра и за пять минут высушить ими промокшие кеды или сапоги.

Лодка «Таймень-2», 1985 год (принадлежала отцу автора).

На одной из стоянок спросил у отца, кто изобрел эту «клевую байду», уже понимая, что не расстанусь с ней никогда.

- Кто именно, не знаю. Скорее всего, наш брат турист-водник. Выражаясь твоим языком, «клевый чувак», - был ответ. - В следующий раз пойдем на Московское море, парус на "байду" поставим. Это нечто! Закачаешься на волнах.

На лодку «Таймень-2» можно было поставить самодельный парус. Связав две и даже три лодки вместе, под парусами можно преодолевать большие озера даже в штормовую погоду.

На «Таймени», которую отец окрестил «Фанерой» (потому как летели на ней, обгоняя всех, как «фанера над Парижем»), прошел почти все подмосковные реки «выходного дня»: Нару, Истру, Волгушу, Ворю, Велю, Клязьму, Сестру, Осетр, Дубну и Протву.

Единственным недостатком туристских байдарок «Таймень» было то, что они тонули при перевороте, так называемом «оверкиле». Однако этот недостаток туристы устраняли, поместив в нос и корму надутые волейбольные камеры или другие надувные емкости.

Автора - на сцену!

И все же спустя более сорока лет решил выяснить: кто тот самый-самый наш турист-водник, что подарил нам такую «клевую байду» - «Таймень». Жив ли?

Оказалось, в полном здравии. Валентину Алексеевичу Строгонову в этом году исполнился 81 год. Живет на севере Москвы. Продолжает конструировать байдарки. Автор книги "Откровенные рассказы старого лодочника". Естественно, о байдарках, плотах, катамаранах, гребных, парусных и моторных.

Типичный «тэвэтэшник» (так в наше время называли всех, кто увлекался техникой водного туризма, сокращенно ТВТ. - Прим. авт.).

Еду к нему в гости. На пороге встречает хозяин. Высокий. Плотный. Улыбчивый, статный мужчина, абсолютно не выглядящий на свои годы. Вот что водный туризм с человеком делает!

Сидим в его рабочем кабинете, вспоминая общих знакомых, тех, кто конструировал байдарки, каноэ и катамараны для отдыха на воде: Павла Добрынина, Костю Подъяпольского, Наталию Корневу, Анатолия Кулика, Михаила Лимонада - для нас они просто Паша, Костя, Толя, Наточка, «Лимон», некоторых уже нет в живых.

Словно у ночного походного костра наперебой травим байки: «А помнишь на реке Охте третью ступень порога Кивисти?! А на Мсте - порог «Лестница». Бог ты мой! Сколько лет прошло, а кажется, что это было вчера: Карелия, Кольский полуостров, Приполярный Урал, Алтай, Саяны, Грузия...

- Да ты вспомни тот самый «Салют», на котором ходили кормой вперед, потому как он своим тупым носом гнал перед собой «тонну» воды. Вот и ходили задом наперед, - смеется Валентин, - а узенькая и быстроходная «Эрзетка» (байдарка «RZ» поставлялась в СССР из Польши) стоила дорого, да и снаряжения в нее на длительный поход в «ненаселенку» (так спортсмены-водники называют ненаселенная местность. – Прим. авт.) особо не загрузишь. Тогда я подумал: «Нам, туристам, нужна совершенно новая лодка. Грузоподъемная раз. Быстроходная два. Вместительная три. Нетяжелая. Неубиваемая. Ремонтопригодная в походных условиях. Непотопляемая. Конечно, не для «шестой категории», но чтобы на «тройку» можно было ходить (все реки по сложности прохождения делятся по международной квалификации на шесть категорий. Первая самая простая. Шестая самая сложная. - Прим. авт.).

Та самая туристская байдарка «Салют». Она выпускалась одноименным закрытым КБ. Имела ряд существенных недостатков.                                                                                                                            https://yandex.ru/images/search

- В 1974 году я работал на «ящике» (широко распространенное в СССР обозначение закрытого секретного предприятия, работавшего на оборону страны. – Прим. авт.), - поясняет Валентин Строганов.- В свободное время мы там производили туристское снаряжение: байдарки, палатки, спальные мешки, рюкзаки, котелки, костровое оборудование. Сами делали. Сами испытывали. Приходили из похода и доводили все до ума, чтобы всем туристам было хорошо. Вспомни, кто ходил в наше время в походы?

Студенты, учителя, инженеры всяких «НИИЧИВО», доктора наук, профессора. Плюнь в электричке в бородатого дядьку с огромным зеленым рюкзаком - в академика попадешь. На реке-озере, у костра нам думалось веселей. Вот так и я свою «таймешку» и придумал, - смеялся Валентин Алексеевич.

- Почему назвали байдарку «Таймень»? - задаю вопрос.

- Однажды на сплаве по реке Кизиру (Саяны) поймал тайменя. Не очень большого. Однако побороться с ним все же пришлось. Вытащил. Сижу на галечном берегу, радостно разглядывая свой трофей. Мать частная! Да вот же решение вопроса! Обводы новой лодки для туристов нужно сделать, как у рыбы. Зачем мудрить? Сама природа все подсказала.

Байдарка «Таймень-2» была не только быстроходной, но и грузоподъемной. При желании на ней можно было ходить втроем.

- Вернулся из похода, - продолжает Валентин Алексеевич. - Сделал чертежи. Составил техническую документацию. Собрал каркас. Подробно история создания «таймешек» описана в хорошо иллюстрированной книге, изданной малым тиражом сыном Михаилом, в подарочном исполнении…

- Ну а дальше? – допытываюсь, словно школяр у учителя.

- Дальше стали массово выпускать байдарку «Таймень» на авиационном заводе. Правда, авторство и премию записали на совершенно другого человека. Но я не в обиде: наше «турье» до сих пор на «Тайменях» радостно ходят, а кто изобрел… Какая разница?

Помолчали.

- Есть у меня другая идея, - вдруг оживляется Строгонов, - новую лодочку на даче строю с оригинальным гребным устройством, которая может найти применение в разных модификациях: в водном туризме, в спорте (как альтернатива академички), на базах отдыха и курортах... Есть еще вариант сверхлегкой байдарки. Всего восемь килограммов. «Одуванчиком» назвал.

Валентин Алексеевич достает чертежи своего нового «водяного» творения.

- Глянь свежим взглядом.

Посмотрел. И тут меня понесло.

- Если по внешней стороне «шкуры» вдоль кильсонов уплотнительную ленту приварить, то можно по порогам ходить. Все шиверы «оближет» без проблем. А если «пенку» еще изнутри подложить, вообще шик будет!

- Однако. Неплохо. Учту. А еще можно парус поставить. Шверты по бортам, - продолжает развивать идею новой байдарки Валентин Алексеевич.

- Летом приезжай ко мне на дачу на Московское море, там и испытаем «Одуванчик».

Конечно, приеду. Надо же под парусом «сгулять», хотя бы столько лет спустя…

Читайте также
ОГОРОД ЗИМОЙ? НА ОКОШКЕ!
Читать
Ее величество прививка!
Читать
СКВОЗЬ ВРЕМЯ, ПО ОВРАГУ…
Читать
Вот такие они, «халдейские» будни…
Читать
О, дача, ты прекрасна!
Читать
Под дулом пистолета никто не дрогнул…
Читать