Школа-интернат №32:
уникальные технологии образования и оздоровления
Автор:
Марина Клюева

Фото:
Олега Серебрянского
Здоровье ребенка – безусловно, самая большая ценность как для его родителей, так и для всего общества. Но, к сожалению, иногда в семье рождается малыш с заболеванием, требующим постоянного медицинского контроля. И когда приходит пора ему идти в школу, перед родителями встает непростой вопрос: как совместить образование ребенка
и постоянную поддерживающую терапию? Решением проблемы может стать реабилитационная школа-интернат. Такие учреждения – это колоссальная социальная и материальная поддержка родителям. Отдавая сюда ребенка, можно быть уверенным, что он будет окружен заботой и вниманием. Дети получают образование в соответствии с федеральным государственным стандартом, а также первоклассное медицинское обслуживание. Кроме того, здесь созданы все условия для полноценной социализации детей,
то есть для их всестороннего развития, обучения, воспитания, самореализации. При этом все услуги предоставляются абсолютно бесплатно.

На сегодня при Департаменте труда и социальной защиты населения Москвы открыто несколько реабилитационных школ-интернатов. Например,
в Северном округе работает реабилитационно-образовательный центр № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья, в Северо-Восточном – школа-интернат для обучения и реабилитации слепых. А в Юго-Западном - реабилитационная школа-интернат № 32.
Реабилитационная школа-интернат № 32 в Южном Бутове – уникальное учреждение не только для нашего округа, но и для Москвы в целом. Итак, зайдем внутрь!
Первое, на что обращаешь внимание, – это просторные светлые рекреации. Места здесь хватит всем: шесть корпусов школы площадью 20 тысяч кв. метров рассчитаны всего на двести человек. Это создает особую камерную атмосферу. Интерьер оформлен очень уютно: на полу мягкий ковер, стены заботливо украшены работами талантливых учеников и их преподавателей. Чуть поодаль стоят огромные шахматы и шашки, а в соседнем холле возвышается белый рояль. Звуки классической музыки создают настроение нового дня.
Урок может быть праздником!
Детей в коридорах почти нет, поскольку мы пришли в самый разгар учебного процесса. Приоткрываем дверь в один из классов. Здесь идет урок математики. Ребята увлеченно постигают премудрости «царицы всех наук». Замечаю, что детей за партами совсем немного.
- Действительно, в наших классах всего по 12-15 человек, а это значит, что учитель может уделить больше внимания каждому ребенку, - поясняет директор Светлана Анатольевна Войтас. - Мы выстраиваем для детей индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от их возможностей и потребностей. Если, к примеру, школьнику не дается математика, с ним дополнительно будут заниматься учителя-логопеды или дефектологи.

Основная задача учителя, по словам Светланы Анатольевны, - мотивировать ребенка к учебе. А для этого нужно пробудить его исследовательский интерес.
- В своей работе мы применяем самые современные мировые технологии. Недавно, например, освоили сингапурскую методику преподавания. В их основе лежит идея о том, что каждый урок должен стать праздником! Как это возможно? Путем непосредственного участия ребенка в учебном процессе. Учитель дает задание и тем самым создает некую интригу. Ученик же с любопытством вникает в тему и делает самостоятельные выводы, что и способствует максимальному усвоению знаний.
Сингапурская методика основана на методе кооперативного обучения, предусматривающем создание не просто группы, а команды учащихся. Результат работы зависит от личного вклада каждого из них. Этот принцип основан на советских и российских разработках Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Сингапурские специалисты систематизировали эти идеи и сформировали четкие алгоритмы их применения.
Как в лучших мировых клиниках
Тем временем заканчивается третий урок, и ученики отправляются на «час здоровья» и «час психологической разгрузки».
Разнообразие предлагаемых процедур впечатляет: можно поплавать в бассейне, пройти курс сеансов в кедровой бочке, погреться в инфракрасной сауне, расслабиться в жемчужной ванне, принять душ Виши, подышать соленым воздухом, полежать на кушетке с функциями прогревания, парафино- и грязелечения.
- Наше новое приобретение – аквакушетка с сухим гидромассажем, - показывает начальник отдела медицинской реабилитации Лариса Товпинец. – Здесь внутри вода, сверху резиновое покрытие. Лежа на ней, ребенок ощущает тепло, покой и расслабление.
По словам доктора, при тонком подкожно-жировом слое внешний массаж противопоказан, поэтому оптимальным решением будет гидромассаж. Движение воды улучшает микроциркуляцию крови, исключая при этом появление синяков и кровоподтеков.
Если же ребенку показан свежий горный воздух, он может воспользоваться спа-капсулой. Снаружи это устройство напоминает небольшую космическую установку. Аппарат очищает воздух от вредных примесей, увлажняет и направляет его в организм ребенка. Одновременно он мерцает разноцветными огоньками и даже немного покачивает своего маленького пациента, чтобы тот не заскучал!
Своим возникновением спа-капсула обязана американскому предпринимателю Стивену Дафферу. Ему нравились европейские традиции бальнеологии и спа-отдыха, но он посчитал, что для динамичного американского образа жизни подобные длительные отпуска — непозволительная роскошь. Так в 1986 году появилось решение «всё-в-одном» - первая многофункциональная капсула Alpha Spa, позволяющая пройти все основные спа-процедуры одновременно в одном месте. Производство оборудования наладила компания Даффера с говорящим названием Sybaritic Inc. (англ. «сибаритствующий» — ведущий праздный образ жизни).
При заболеваниях крови часто страдает и нервная система, поэтому особое внимание в школе-интернате уделяется психологической разгрузке. Ребята с удовольствием сидят в удобных акустических креслах, надев специальные очки и наушники.
- Те, кто мучается частыми головными болями, приходят к нам и настраиваются на релаксацию, - объясняет психотерапевт и физиотерапевт Вадим Афанасьев. - С помощью аудиовизуальных сигналов задается особая частота работы мозга, и в течение сорока минут человек погружается в состояние отдыха. Это, в принципе, тот же аутотренинг, только более быстрый.
Все процедуры назначаются медицинской комиссией, в которую входят педиатр, гематолог, физиотерапевт и специалист по реабилитации. При этом обязательно учитываются рекомендации лечащего врача в поликлинике и согласие родителей на физиотерапию.
Танцы или йога – вот в чем вопрос!
Во второй половине дня у ребят начинаются дополнительные занятия. Работают бассейн, кружки «Чудо-глина», «Валяние из шерсти», «ХОББИиТЫ», «Роботехника». Есть даже настоящий инсектарий, где можно вырастить живых бабочек. А недавно здесь открылась научно-исследовательская лаборатория, в которой можно проверить продукты питания на наличие вредных веществ.
- Лично я обожаю ходить в кружки, - признается маленькая Аня. – Мой самый любимый – «Дар». Раньше мы делали на нем мягкие игрушки, а сейчас – поделки из бисера. Я мастерю кексик! Также мне нравится технология. А урок, который я люблю совсем немножко, - это математика!
Ребята постарше с удовольствием пробуют себя в качестве управленцев. Дело в том, что классов в школе на самом деле нет, а на их месте созданы… отдельные министерства. Все вместе они составляют республику с гордым названием «ОЛИМПиЯ».
Похожая система самоуправления есть в канадской школе ALPHA Alternative School. Если там произошел конфликт, то созывается специальный комитет, состоящий из учеников и учителей. Сторонам позволяют высказаться и обосновать свою точку зрения, после чего комиссия предлагает варианты решения проблемы. Главное — найти компромисс. Также дети наравне со взрослыми участвуют в собраниях, на которых высказываются о необходимости внесения изменений в сетку предметов и систему управления школой.
- Мы стараемся, чтобы детям было некогда скучать, – говорит директор. – Понимаете, когда ребенку ставят сложный диагноз, родители зачастую стараются всеми силами оградить его от окружающего мира. Так возникает проблема гиперопеки. В школе же мы освобождаем родителей от этой тревоги. Мы делаем акцент на физической культуре. Танцы в бассейне, иппотерапия, антигравитационная йога в гамаках, скандинавская ходьба, хореография – лишь часть того, чем можно заняться у нас в свободное время. Активное движение в сочетании с положительными эмоциями - залог отличного самочувствия.
Если семья живет достаточно далеко от школы и ребенок устает в дороге, есть возможность оставить его на пятидневку. Если в том же районе - можно забирать его по вечерам.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Идет прием в первый класс на 2020/21 учебный год. Приглашаются дети с заболеваниями крови и эндокринной системы. Телефон для справок: +7(499)793-27-45