ОПАСНОЕ "ЭХО" ВТОРОЙ МИРОВОЙ...
Автор: Андрей Федоров

https://yandex.ru/search

В Москве состоялась дистанционная пресс-конференция Сообщества независимых экологов (IES -Independent Ecology Society) стран Баренцева-Евроарктического региона – России, Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии.

Посредством телемоста обсуждались различные природоохранные проблемы данного региона: пресловутое «глобальное потепление», таяние паковых льдов, истребление китов-полосатиков, сброс отходов медно-рудного производства в Норвежские фьерды, другие наболевшие вопросы, так или иначе связанные с экологией в Арктическом регионе.

Однако сейчас более подробно хочу рассказать лишь об одной серьезной проблеме, которая может стать причиной гибели всего живого в Северном море. Речь пойдет о затонувшей у берегов Норвегии немецкой субмарине, перевозившей тонны ртути и оксид урана в конце зимы 1945 года.

Дело было так…

Не секрет, что до самого окончания Второй мировой войны фашистская Германия не оставляла надежду на создание так называемого оружия возмездия, для которого требовалась «тяжелая вода», оксид урана, ртуть, другие опасные компоненты. Создать атомную бомбу немецкие бонзы намеривались в союзной Японии. Туда и направился немецкий подводный крейсер U-864, входивший в группу субмарин третьего рейха «Муссон» под командованием корветтен капитана Ральфа-Раймара Вольфрама, на борту которого в специальных металлических колбах находилось 67 тонн ртути и 1,5 тонны оксида урана.

                                  Подводная лодка U-864 в одном из учебных походов.                                                 https://yandex.ru/search

6 февраля Вольфрам вывел свой подводный крейсер из норвежского порта Бергена, где у немцев была база, в свой первый и последний боевой поход.

                                         Экипаж U-864 перед выходом из порта.                                                                                                                                 https://yandex.ru/search

Поход сразу не заладился. Вышел из строя один из узлов оборудования, так называемый «шнорхель» - устройство, позволявшее субмарине перемещаться под водой на дизельном двигателе. Командир принимает решение вернуться обратно в порт приписки, то есть в Берген.

Однако побережье Норвегии и многих островов были излюбленным местом английского флота для охоты на немецкие подлодки. Дело в том, что изрезанная скалистая местность оказалась идеальной для засад англичан. И они не упустили такую возможность. По сути устроили засаду прямо у «двери» нацистской военно-морской базы.

Об этом знал командир U-864 (в этом районе англичане уже потопили две немецкие подлодки), поэтому возвращался назад, держась подальше от возможных мест, где могли притаиться английские «охотники».

        Командир подводной лодки U-864 ВМФ Германии из группы «Муссон» Ральф-Раймар Вольфрам.                   https://yandex.ru/search

Вероятнее всего, немецкая субмарина с опасным грузом и проскочила бы мимо засады, в которой в это время находился другой капитан английской подлодки-охотника «Вентурен». Но немцев подвела их же осторожность. Осматривая водный горизонт, они слишком часто и высоко поднимали свой перископ. Его-то и заметил «Вентурен», который начал осторожно на малом ходу преследовать противника. 

Он как опытный хищник крался к своей добыче несколько часов, и вот 9 февраля в 12 часов 12 минут «Вентурену» удалось сократить дистанцию до одной морской мили (два километра). Английский подводный крейсер дал по «немке» залп из четырех торпед. Вскоре раздался мощный взрыв и треск разламывающегося корпуса. Когда англичане подняли перископ, чтобы посмотреть на плоды своей атаки, то увидели огромное нефтяное пятно на воде (для дальнего перехода через Атлантику на борту U-864 находилось 400 тонн топлива) и кучу плавающих обломков. Немецкая подлодка со смертельным грузом на борту и 73 члена ее экипажа погибли.

Скорее всего, английская разведка знала о перевозимом стратегическом грузе для создания атомного оружия и сделала все возможное, чтобы не допустить этого. Все данные о гибели U-864 были засекречены, а преданы огласке только в 2000 году. И вот уже 20 лет Норвежское правительство, в чьих береговых границах до сих пор находятся обломки немецкой подлодки со смертоносным грузом на глубине 150 метров, не сделало ничего, чтобы предотвратить возможную экологическую катастрофу. Проще говоря, поднять опасный груз с морского дна.

Почему не поднимают?

Такой вопрос год назад на аналогичной пресс-конференции автор задал независимому норвежскому экологу, руководителю «Союза охраны природы» Курту Оддекалву.

- Действительно, это серьезная проблема, которая беспокоит независимых экологов не только нашей страны и России, но и Швеции, Дании и Исландии, - ответил тогда Курт, - по сути эта «ртутная бомба», пролежавшая у наших берегов 75 лет, может рвануть в любую минуту, и тогда пострадают все.

Серьезную тревогу независимые экологи стран Арктического региона начали бить в 2003 году. Было написано множество петиций, обращений к правительству Норвегии, собраны десятки тысяч подписей простых граждан, в основном проживающих в непосредственной близости от места затопления немецкой подлодки (остров Федье), и вроде начались какие-то подвижки. Была создана специальная комиссия из множества экспертов и инженеров, имеющих опыт подобных работ. Обломки подлодки были осмотрены судном «Тюр» (KNM Tyr) военно-морских сил Норвегии. 

В последующие годы проводилось несколько замеров содержания ртути в отложениях вокруг U-864. И было обнаружено довольно высокое ее содержание. По словам норвежского эколога, власти его страны предполагают возвести саркофаг вокруг U-864, и это якобы должно разрешить существующую экологическую проблему у берегов Норвегии. Однако многие норвежские специалисты, экологи, другие общественные организации считают, что этими мерами проблему не решить.

Свои сомнения противники сооружения саркофага аргументируют тем, что Норвегия находится в зоне сейсмической нестабильности. Даже незначительное движение тектонических плит, которая может произойти в зоне затопления подлодки с ее смертоносным грузом, непременно приведет к разрушению саркофага и выбросу десятков тонн ртути в Северное море, а также полутора тонн радиоактивного оксида урана - это приведет к катастрофическим последствиям не только у берегов Норвегии, но и затронет Арктическое побережье России, а также практически приведет к гибели всего живого в северных морях.

Однако, по мнению общественных деятелей страны - нашего северного соседа, - этой потенциальной экологической катастрофы можно избежать, если вместо сооружения саркофага поднять остатки подлодки (как это сделала Россия, подняв с глубины 108 метров подводную лодку К-141 «Курск», затонувшую в Баренцевом море в августе 2000 года), проведя затем дезактивацию морского дна в месте нахождения U-864.

                  Затонувшая подлодка К-141 «Курск» на дне Баренцева моря в августе 2000 года.                                                                                         https://yandex.ru/images/search

Кстати, активисты экологического движения «Союза охраны природы Норвегии» решили, что должны довести до сведения российских парламентариев и правительства нашей страны информацию о необходимости оказать Норвегии помощь в деле поднятия остатков немецкой подводной лодки, мотивируя это тем, что если не дай бог «рванет», никому мало не покажется. И все-таки, будем откровенны, это задача, прежде всего, норвежской стороны.

Естественно, поинтересовался, почему правительство Норвегии приняло решение именно о сооружении саркофага, отклонив первоначальный проект поднятия субмарины?

Как выяснилось, все упирается в цену вопроса. Сооружение саркофага обойдется правительству Норвегии в 440 миллионов норвежских крон (7,5 млн евро), а поднятие и последующая дезактивация морского дна - 1,8 миллиарда крон (31,5 млн евро). Общественники предостерегают: при самом худшем сценарии развития событий, потенциальный урон для рыболовецкой отрасли может быть настолько велик, что затронет не только Норвегию и Россию, но также Великобританию, Ирландию, Исландию, Данию и Нидерланды, которые имеют право подать на Норвегию в Международный суд ООН за несоблюдение королевством своих обязательств по защите окружающей среды.

По телемосту я задал вопрос сыну Курта Оддекалва Рубину, который так же, как и его отец является одним из лидеров экологического движения в Норвегии: рассматривали ли норвежские власти другие варианты, которые могли бы решить проблему с U-864, например, поднять на поверхность только опасное содержимое подлодки?

                                                                Рубин Оддекалв, руководитель независимой экологической организации «Зеленые воины Норвегии».         Во время телемоста с российскими экспертами и журналистами-экологами. Фото автора.

- Да, такой вариант тоже рассматривался, - ответил Рубин Оддекалв. - Однако после обследования обломков подлодки специальными глубоководными аппаратами специалисты пришли к выводу, что металлические емкости с ртутью, которые пролежали в соленой воде более 75 лет, подверглись сильной эрозии и трогать их весьма опасно. 

Также помимо емкостей с ртутью на борту затонувшей субмарины находятся 27 торпед, которые, если их тронуть, могут сдетонировать, что приведет к катастрофе. По сути, это будет второй Чернобыль, только на дне Северного моря, а находящийся в непосредственной близости портовый город Берген станет второй Припятью.

                   Один из многих контейнеров с ртутью на дне рядом с обломками немецкой субмарины.                                                                                     https://yandex.ru/images/search

Кстати, еще год назад в деловом центре комплекса «Красный октябрь» прошла пресс-конференция российских и норвежских экологов. Инициаторами выступили информационно-аналитическое агентство «Berents news», Природохранный союз Норвегии, Ассоциация журналистов-экологов «ЭКО-пресс», Общественная палата РФ и Союз журналистов РФ.

Российские независимые экологи и журналисты на пресс-конференции общаются с коллегами из Норвегии по телемосту.

И там тогда тоже открыто говорилось о том, что простые норвежцы, особенно те, кто возле острова живет, рядом с которым фашистская лодка утоплена, что называются, молят своего короля Гарольда V: «Отец родной! Заступись!» А в ответ - тишина. Норвежские парламентарии тоже вроде как не причем. Между тем часики на глубине 150 метров все тикают…

А субмарина-то чья?

Такой вопрос вынесла на повестку дня журналист-эксперт по радиационной безопасности Ирина Пахомова.

- Естественно, Германии, - в один голос ответили мы.

Ирина права на все сто. По существующим международным законам именно Германия должна убирать со дна мирового океана фекалии Третьего рейха. Но немецкие коллеги в обсуждении этого вопроса не участвовали. Их точку зрения не берусь озвучивать. Поживем, увидим.

А датчане где? Или опять что-то не так в Датском королевстве? Если посмотреть на карту морских течений, то в случае утечки ртути на тысячи километров будет отравлено Северное и Баренцево моря. Погибнет все живое - в первую очередь, киты. Невозможен станет лов рыбы, который считается одной из важных статей дохода стран северного приполярного и полярного регионов.

Особую озабоченность экологов вызывают не только емкости с ртутью, но и радиоактивный груз - оксид урана, который немцы также предполагали доставить в Японию на U-864.

«Мы не хотим, чтобы Норвегия своими необдуманными действиями спровоцировала глобальное загрязнение всего северного региона. И по-прежнему обращаемся к российской стороне с просьбой связаться с правительством Норвегии и совместными усилиями поднять смертельно опасный груз со дна Баренцева моря», - подвел итог телемоста Курт Оддекалв, руководитель Природоохранного союза Норвегии.

Курт Оддекалв (справа) и Тимофей Суровцев, руководитель Центра экологического мониторинга «ПОМОР»,                    на пресс-конференции делятся мнениями по вопросам экологии в Арктическом регионе.                                            https://yandex.ru/search
Читайте также
АФАНАСИЙ КИРХЕР: ОТЧАЯННЫЙ МОНАХ, ОДЕРЖИМЫЙ НАУКОЙ
Читать
СЛЫШИШЬ, ПОЛЕВКА, САД - НЕ «СТОЛОВКА»!
Читать
...А ВОЙНА БЫЛА
Читать
Цветник в тенистом уголке? Почему бы и нет…
Читать
КРАСИВО. ВКУСНО. ПЕРСПЕКТИВНО…
Читать
ВСПОМИНАЯ ИГОРЯ ТАЛЬКОВА…
Читать