МЕТРО В ЮЗАО НЕ СПЕШИЛО…
Автор: Татьяна Калмыкова

Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) начинается от площади Гагарина и уходит за пределы Кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Его площадь 111,3622 км², а население, по данным 2019 года, 1 445 006 человек (11,4 процента населения Москвы).
https://yandex.ru/images

В границах нашего округа, который разделен на 12 районов, сегодня находится 21 станция метро: из них 3 – на Сокольнической, 9 – на Калужско-Рижской, 3 – на серой ветке и 6 - на Бутовской. Все они строились в разное время, и у каждой своя биография.

И хотя основная «ветка» нашего округа - Калужско-Рижская (на нее мы еще, разумеется, вернемся), наше знакомство с историей строительства метро на Юго-Западе столицы начнем со станции, возведенной в середине прошлого века на Воробьевых горах.

Воробьевы горы - одно из красивейших и самых значимых мест Москвы - в разные времена им посвящали свои произведения известные поэты и писатели, музыканты и художники.

Преданья старины…

В XIVстолетии здесь было образовано село, названное по имени боярина Воробья. Никаких подвигов он не совершил, детей после себя не оставил, а вот имя прошло сквозь века. Правда, то ли в 1924-м, то ли в 1935-м, то ли в 1936-м (точно не установлено) горы переименовали в Ленинские. Но в 1999 году они вновь стали Воробьевыми.

…С начала XVI века Воробьево становится любимым местом пребывания Великого князя Василия III. При нем деревянный загородный дворец (одна из загородных резиденций великих князей Московских, русских царей и российских императоров, существовавшая на территории Москвы в XV—XIX веках) расширяется и перестраивается.

Дворец на Воробьевых горах.
https://yandex.ru/images/

В этом дворце пережидал страшный московский пожар, охвативший Москву 21 июня 1547 года, Иван Грозный вместе со своими домочадцами и боярами. Отсюда ходил на молебен в патриаршее село Троицкое-Голенищев отец первого российского императора Петра I Алексей Михайлович Тишайший… А в 1827 году на Воробьевых горах давали клятву бороться с самодержавием будущие революционеры-демократы Александр Герцен и Николай Огарев.

Вид на старую Москву, открывавшийся с Воробьевых гор…
https://yandex.ru/images/

Первый план реконструкции Москвы, принятый в 1935 году, предусматривал создание нового проспекта, идущего от дворца Советов (его планировали построить на месте Храма Христа Спасителя) к Лужникам, и сооружение моста через Москву-реку и Ленинские горы. В 1951 году вступил в действие второй Генеральный план реконструкции и развития Москвы до 1960 года. Основной упор делался на широкомасштабное жилищное строительство: за 10 лет намечалось построить 10 миллионов квадратных метров жилья. Начали застраиваться новые территории вокруг Москвы и, в первую очередь, Юго-Запада.

В 1953 году на Ленинских горах открылся Московский государственный университет. Вокруг него очень быстро вырос жилой массив. В 1956-м был построен стадион имени В.И. Ленина («Лужники»). Полным ходом шла прокладка Комсомольского проспекта, который должен связать старый город с Юго-Западом. А для этого нужна была транспортная инфраструктура и прежде всего метро.

Лужники, 1956 год.
https://yandex.ru/images/

В 1957 году Сокольническая (Кировско-Фрунзенская) линия была продлена от «Парка культуры» до «Спортивной», дорога в «Лужники» стала гораздо короче. Теперь метростроевцам предстояло «перешагнуть» Москву-реку и попасть на Ленинские горы. Задача не из легких, противоположный берег был намного выше. Кроме того, мешали овраги, родники и оползни.

Варианты прорабатывались разные: в частности, сначала проектировщики предложили соорудить тоннель под Москвой-рекой и пустить по нему поезда. Однако чиновники «выбрали» свой вариант: платформа будет находиться над рекой - так дешевле.

4 ноября 1955 года было подписано знаменитое постановление ЦК КПСС и Совмина «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Парит над водой

В январе 1959 года Сокольническая линия была продлена на 4,5 километра - от «Спортивной» до «Университета». Промежуточная станция «Ленинские горы» была сооружена в нижнем ярусе Лужнецкого метромоста, построенного в 1958 году в рекордно короткие сроки - всего за 15 месяцев по одним источникам и за 19 - по другим. Это был первый в Москве мост, по верхнему ярусу которого двигались автобусы и автомобили, а по нижнему - поезда метро. Так «Ленинские горы» стали единственной в мире станцией, возвышающейся над водой.

Лужнецкий двухъярусный мост через Москву-реку.
https://yandex.ru/images/

«Ленинские горы» - самая протяженная станция московского метро, ее длина - 282, а ширина 17,6 метра.
https://yandex.ru/images/

Станция выглядела более чем скромно. Мраморным колоннам предпочли обычные столбы, а люстрам - скромные светильники в виде простых лампочек. Пол и вовсе покрыли асфальтом. Главным украшением стали «живые» природные пейзажи. Время сталинского ампира кануло в Лету, на смену пришел хрущевский минимализм, а вместе с ним и новый архитектурный стиль.

По мнению специалистов, станция «Ленинские горы» стала символом советского модернизма, как и Дворец пионеров на Ленинских горах.

Эскалаторная галерея

Одновременно со станцией «Ленинские горы» для удобства пассажиров построили эскалаторную галерею, оборудованную трехленточным эскалатором. Она имела два вестибюля: верхний (на улице Косыгина) и нижний (в парке). До станции пассажиры шли пешком по парковым дорожкам. Галерея была автономным сооружением, москвичи могли пользоваться этим чудом без всякой связи с метро и бесплатно.

Летом эскалаторный подъемник, длина которого составляла 90 метров, утопал в зелени. Спрятавшись среди высоких стволов деревьев, растущих на склоне гор, галерея казалась чем-то сказочным.
https://yandex.ru/images/

Это оригинальное сооружение очень нравилось москвичам и гостям столицы. Не обошли его вниманием и «киношники», причем не только советские. Галерея «засветилась» в итало-франко-советском фильме «Подсолнухи» режиссера Витторио де Сика - по ступенькам эскалатора галереи спускалась итальянская красавица-актриса Софи Лорен.


Сильвано Транквилли и Софи Лорен в эскалаторной галерее. Кадр из фильма «Подсолнухи».
https://yandex.ru/images/

…После закрытия станции метро «Ленинские горы эскалаторная галерея продолжала работать. Но со временем и она пришла в негодность.

Служил недолго

Погоня за рекордами и желание сэкономить деньги и время при строительстве Лужнецкого моста вышли боком. В июле 1959 года в Москве прошел сильный ливень. Смешанная с грязью вода протекла в вестибюль станции «Ленинские горы». А в июне 1960-го с 4-метровой высоты начали обрушаться дюралевые листы карниза, к счастью, никто не пострадал. Из-за плохой гидроизоляции станцию постоянно подтапливало.

Железобетонные конструкции метромоста подверглись коррозии, ее ускорила обычная соль. Дело в том, что большая часть строительства моста пришлась на зимнее время. И для того чтобы снизить температуру замерзания бетона, в него добавляли соль. Но все же главная причина разрушения метромоста, по мнению специалистов, - ошибка инженеров. Они интегрировали в конструкцию моста путевые пролеты метрополитена. От постоянно разгоняющихся и тормозящих составов мост испытывал колоссальные динамические нагрузки и очень скоро пришел в аварийное состояние. В октябре 1983 года станцию закрыли, поезда проходили мимо. Вскоре было прекращено и автомобильное движение по верхнему ярусу моста.


В 1986-м поезда уже следовали по отдельным мостам на собственных опорах, сооруженным по обеим сторонам основного метромоста.
https://yandex.ru/

https://yandex.ru/video


Второе рождение - новое имя

Реконструкция моста началась в 1983 году, а станции - в 1999-м. Перестройка и развал Советского Союза затянули ремонтные работы на 19 лет. И вот 14 декабря 2002 года созданная почти заново станция открылась под названием «Воробьевы горы». Мост практически построили заново, причем, как и предлагалось в соответствии с первым проектом, из металлоконструкций. От старого остались только две центральные русловые арки. Но главное - теперь удалось добиться грамотного распределения нагрузок.

Станция тоже изменилась. Она выполнена в духе нового времени. При отделке использовали гранит, мрамор, металл и пластик. Здесь всегда много света и воздуха. С 2010 года «Воробьевы горы» стали одной из красивейших выставочных площадок метрополитена. На платформе установили цилиндрические стеклянные витрины, в которых периодически монтируются различные выставки: например, демонстрируется фарфор или куклы из Театра Образцова… Дарвиновский музей представил здесь экспозицию в честь своего 105-летия, а Русское географическое общество открыло выставку «Живая старина: русский орнамент». В прошлом году, в День старшего поколения, в фестибюле станции «Воробьевы горы» состоялась презентация выставки «Московское долголетие», на которой было представлено около 100 работ участников и педагогов проекта…

Олимпийская выставка «Золото наших побед» на станции метро «Воробьевы горы».
https://yandex.ru/

И еще одна интересная особенность современных «Воробьевых гор»: в связи с изменением административно-территориального деления Москвы, произошедшего в 1991году, станция метро «поменяла адрес» - она находится на границе трех районов разных округов: Гагаринского района (ЮЗАО), Хамовников (ЦАО) и Раменок (ЗАО).

Метромост. «Воробьевы горы» сегодня.
https://yandex.ru/images/

Галерею тоже восстановят…

На Воробьевых горах планируется вернуть к жизни и эскалаторную галерею, которую не используют с середины 1980-х годов. Об этом на своей странице в «Твиттере» сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Строители восстановят историческое здание галереи, а также приведут в порядок близлежащую территорию. Здесь появятся зона отдыха и смотровые площадки.

Согласно проекту реконструкции архитектурного объекта огромные стеклянные вестибюли, спускающиеся каскадом, напомнят прежний облик галереи. Рядом с эскалаторами будут находиться лестницы, а на крышах галереи москвичи смогут задержаться - отдохнуть, сделать сэлфи. Сроки окончания реконструкции могут быть скорректированы в зависимости от выбранного проектного решения.

Возможно, именно так будет выглядеть новая эскалаторная галерея, которую планируют построить в будущем на Воробьевых горах.​

«Университет». Станция на аптских песках

В 1959 году на этой же ветке и в этот же день открылась и станция «Университет». Она имеет два вестибюля-ротонды, которые сегодня также находятся в двух районах разных округов: южный - в Гагаринском (ЮЗАО), а северный – в Раменках (ЗАО).

Если бы вы спросили сегодня москвича, в чем уникальность этой станции, то молодежь, наверное бы, ответила, что это первая станция Московского метрополитена, в которой начала работать сеть 3G от МТС. Внимательные филологи обратили бы внимание на то, что это одна из двух станций метро, название которой на путевой стене написано с прописной буквы (вторая такая - Серпуховская).

Люди постарше вспомнили бы фильмы Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» и «Настя», которые он снимал на этой станции. Между прочим, режиссер по первому образованию - архитектор, а его отец - инженер «Мосметростроя». Те, кто строил эту станцию, расскажут об аптских песках (аптским называют пятый снизу ярус нижнего отдела мелового периода, 125 – 112 млн. лет назад), на которых она возводилась, о том, как менялся первоначальный проект строительства и какие новые методы применялись.

Кто-то вспомнит склад забытых в метро вещей, который находился в южном вестибюле станции метро «Университет» с 1967 по 2015 год. Ну а для тех, кто учился или работал в МГУ, эта станция навсегда останется одной из главной в их жизни…


Станция метро «Университет». Красивые тупики.

https://yandex.ru/images

Северный вестибюль станции метро «Университет», 1960 год.
https://yandex.ru/images

Новые методы строительства метро

В 1962 году метро пришло в Черемушки - знаменитый район массовой застройки: 13 октября открылся первый участок Калужского радиуса.

Во время его прокладки метростроевцы впервые применили новый, инновационный по тем временам, метод, который потом стали называть московским: перегонные тоннели строили методом щитовой проходки без вскрытия поверхности земли, а станции возводили в открытых котлованах.

Опытно-показательный 9-й квартал Новых Черемушек, построенный в 1956 -1959 годах.
https://yandex.ru/images

Черемушки - легендарный район с богатой историей, в том числе и советского периода. В 1958 году рабочий поселок Черемушки вошел в состав Москвы. Здесь при строительстве жилых кварталов испытывались инновационные подходы к комплектации и планировке микрорайонов, новые типы домов и квартир, строительные и отделочные материалы. В этом районе были построены первые «хрущевки». А улицы назывались 1-я Черемушкинская, 2-я Черемушкинская, 3-я… Позднее они были переименованы.

1-я Черемушкинская улица (ныне ул. Дмитрия Ульянова)
https://yandex.ru/images

На Новой Калужской линии (протяженностью 8,1 километра) от «Черемушек» до «Октябрьской», вступившей в строй 13 октября 1962 года, было открыто три станции, которые находятся в нашем округе: «Академическая», «Профсоюзная» (в проекте имела название «Ломоносовская») и «Новые Черемушки». Все они мелкого заложения и максимально функциональны - никаких излишеств: путевые стены выложены простой кафельной плиткой. Единственное, что напоминает о сталинских станциях, - это колонны, облицованные натуральным камнем. Наземных павильонов у этих станций нет: пассажир с улицы спускается по лестнице, проходит по подземному переходу и достаточно сжатому подземному вестибюлю и затем по очередному лестничному маршу спускается на платформу станции.

Временная «Калужская»

В 1962 году Калужская линия была продлена на 1,5 километра - от станции «Новые Черемушки» до временной станции «Калужская», построенной на территории электродепо «Калужская» (открылась 13 октября).

Временная станция метро «Калужская» находилась в депо до 1974 года.
https://yandex.ru/images

И «Беляево»…

Проектирование экспериментального района Беляево-Богородское началось в 1964 году. Проектом руководил талантливый советский архитектор Яков Борисович Белопольский. Автор знаменитого шедевра модернизма, ныне сгоревшего института информации (ИНИОН) на Профсоюзной улице. Белопольский отвечал за планировку и застройку всего Юго-Запада Москвы с 1953 по 1966 годы. Район Беляево он доверил группе молодых талантливых архитекторов. Не все, что было задумано, удалось реализовать, но у района есть свое лицо. Хотя мнения жителей по этому поводу расходятся. А вот какую оценку работе группе архитекторов дал поэт и художник-концептуалист «герцог Белявский» Дмитрий Пригов, точнее, его сынишка.

Дмитрий Пригов
https://yandex.ru/images/

«Помню, как, прожив несколько лет в благостном и ненасильственном Беляеве, застроенном девятиэтажными бетонными монстрами, решил я ознакомить своего пятилетнего сына с истинными красотами городского строительства и архитектуры. То есть с историческим центром святой Москвы. Ну, доехали. Походили. Посмотрели. Неосмысленный ребенок и говорит мне:
- Поедем назад, к нам, в Беляево. Здесь так тесно и страшно. А у нас светло и просторно.
Вот вам и вся архитектура с ее претензиями и амбициями».

Строительство станции метро «Беляево», 1972 год.
https://pastvu.com

До появления в Беляеве метро жители района вынуждены были пешком или на автобусе добираться до «Калужской», которая с 1964 года была конечной и располагалась на территории депо.

Но в 1974 году одновременно со станцией «Беляево» появилась и современная «Калужская», которую перенесли на улицу Обручева. Кстати, на перспективной карте московского метро 1959 года она именовалась «Ломоносовской», ведь «Калужская» уже была: с 1950 по 1961 год это название носила сегодняшняя «Октябрьская-кольцевая».

«Беляево» – трехпролетная колонная станция мелкого заложения, расположенная на глубине 12 метров. За ней находятся оборотные тупики. До 1987 года, пока станция была конечной, они использовались для оборота составов, сегодня там «отдыхают» поезда.

«Беляево», пожалуй, краше, чем ее предшественницы на этой линии. Путевые стены отделаны светло-кремовой керамической плиткой и декорированы металлическим панно работы латвийских художников Джемса Бодниека и Хайма Рысина. Интересной деталью является отлитая дата открытия станции, которую и обрамляют металлические вставки.

Металлическое панно на станции
https://www.flickr.com

Станция метро «Беляево». Колонны облицованы белым мрамором, а пол станции покрыт серым гранитом.
В 1990 году на станции «Беляево» был снят видеоклип на песню «Странные танцы» группы «Технология».

Метро шагнуло в Теплый Стан

К 60-летию Революции, 6 ноября 1987 года, в составе участка «Беляево» - «Теплый Стан» открылась станция мелкого заложения с одной островной платформой «Коньково». Первоначально ее планировали назвать «Зоопарк» (в то время в воздухе витала идея перенести «дом животных» из центра сюда). Но этого не случилось, и перед открытием название станции сменили на «Коньково».

В это же время открылась и станция «Теплый Стан». А 17 января 1990 года эта ветка была продлена на три километра - от «Теплого Стана» до «Битцевского парка». Сегодня она по-прежнему является конечной станцией Калужско-Рижской линии, расположенной в конце Новоясеневского проспекта, на границе жилого массива и Битцевского леса. До открытия пересадки на Бутовскую линию «Битцевский парк» была одной из самых незагруженных станций Московского метрополитена.


Станция «Новоясеневская».
https://yandex.ru/images

С 3 июля 2008 года она стала называться «Новоясеневской». А название «Битцевский парк» было подарено строящейся в то время станции на Бутовской линии. Но это уже другая история. История, когда московское метро «вырвалось» за Кольцевую. Поэтому путешествие по станциям метро ЮЗАО, расположенным на серой ветке («Нахимовский проспект», «Севастопольская» и «Бульвар Дмитрия Донского»), «пробившей» в XXI веке МКАД, а также по станциям Бутовской линии и строящегося метро мы совершим в следующий раз.

Читайте также
ОТ НАРЦИССА ДО ШАФРАНА…
Читать
А НЕ ПРИСЛУШАТЬСЯ ЛИ НАМ К ПИФАГОРУ?
Читать
НАУЧНЫЙ ПРОРЫВ ЖОРЖА КЮВЬЕ
Читать
О, РОЗА! АХ, ТЛЯ!..
Читать
Нить времен
Читать
КАК ДОВЕСТИ САЖЕНЦЫ ДО ШКОЛКИ…
Читать