ЧАРОДЕЙ БРОМБЕРГ
Автор: Александр Шундрин

https://yandex.ru/images/


Ровно 40 лет назад (во что совершенно немыслимо поверить - так быстро летит время!) на экраны СССР вышел фильм «Приключения Электроника» (по повести Евгения Велтистова), которому суждено было не просто завоевать нелицемерную любовь едва ли не всех подростков страны (а также их родителей), но и стать абсолютным рекордсменом детского проката.

https://yandex.ru/search/

Ну а режиссер Константин Бромберг, снявший подростковый комедийный мюзикл с фантастическим уклоном, на волне неслыханной популярности уже спустя полтора года представил и новый шлягер, только теперь для взрослых. И между прочим, одна из центральных сцен «новогоднего» музыкального фильма «Чародеи» (созданного по повести братьев Стругацких) была снята в Битцевском парке. Впрочем, обо всем по порядку.

https://www.kinopoisk.ru

ПРОСТО ЛИРИК…

Константин Бромберг (а тогда еще просто Костя) был столь же симпатичен и деликатен, сколь и креативен не по годам. А потому полюбили его все и сразу. Еще бы, если уже в первом фильме молодого мастера в немыслимо далеком 1968-м снимались самые что ни на есть мэтры. На афише картины «Длинный день Кольки Павлюкова» стояли имена Нины Сазоновой, Аллы Ларионовой, Николая Рыбникова… И это при том, что картина была короткометражной!


В роли Кольки Павлюкова прославившийся в одночасье на всю страну Боря Осипов. Спустя три года, уже повзрослевший, он появится в фильме «Лето рядового Дедова».
https://www.kino-teatr.ru

Очаровывал лиризм. Молодой режиссер (изначально сценарист со вгиковским дипломом, работавший прежде корреспондентом АПН в далекой Воркуте) оказался прирожденным лириком. А это в 60-е ценилось более всего на свете. И, кстати, не только у нашей публики. Вспомним «Мужчину и женщину» француза Клода Лелюша, итальянских «шестидесятников» и так далее.

Психологическая мелодрама про один день мальчугана из военного «далека» длиной всего-то в 32 минуты оказалась маленьким лирическим шедевром, снятым хотя и не без влияния Марлена Хуциева и Отара Иоселиани, но в собственной творческой манере. И в отличие от картин тогдашних советских мэтров с их «вторым дном» в виде философских реминесценций и частых рефлексий, совершенно завораживала пронзительной искренностью и притягивала доверительностью киноязыка. Но…


Еще «просто Костя»…
https://yandex.ru/search

БЕЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ, С ЛЮБОВЬЮ…

…Но лиризм лиризмом, однако надо и про революцию не забывать. К тому же в «высших сферах» советского кино, от которых зависели судьбы творцов в СССР, господствовали вкусы, весьма отличные от зрительских пристрастий. Да и 60-е ушли в прошлое. Так что после «военного», но идеологически совершенно аполитичного фильма про Кольку Павлюкова, и после пятилетнего молчания режиссер Бромберг снимает картину, посвященную «петроградскому Гаврошу» Коте Мгеброву-Чекану, кто в революционную пору читал стихи перед поклонниками нового режима.

Теперь это была уже драма, но вновь «мягкая» и даже нежная. «Был настоящим трубачом», снятый по сценарию известного детского писателя Юрия Яковлева, звучал изумительной музыкой Исаака Шварца и стал «обязательным» в дни октябрьских праздников. И это несмотря на то что снова Бромбергу удалось уйти от «плаката» и «агитпропа» и сделать своих персонажей живыми. Нет, это не был традиционный фильм про революцию, но была киноистория (для участия в которой режиссеру удалось пригласить не только первых звезд экрана - Валентина Никулина, Сергея Карновича-Валуа, но и даже оперного баса Алексея Кривченю) про яркие судьбы на фоне случившегося события, названного революцией. Без предпочтений. И с любовью к мальчику, ставшему жертвой революционного молоха.


В роли 9-летнего Коти снимался 13-летний Эвальдас Микалюнас. Необычайно талантливый юный литовец станет впоследствии ярким мастером национального театра. И уйдет так рано…
https://yandex.ru/search/

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС МАЭСТРО БРОМБЕРГА!

Да, кто-кто, а уж Бромберг, как никто другой, умел открывать таланты. Открывать – и р а с к р ы в а т ь их. Не все потом становились звездами, но на съемочной площадке у Бромберга звездами были все!

«Приключения Электроника», вышедшие на телеэкран в 1980 году, сделали братьев-близнецов Юру и Володю Торсуевых известными на всю страну.


Сережа Сыроежкин и его брат Электроник
https://yandex.ru/search/



Песня «Крылатые качели», написанная Евгением Крылатовым, стала главным шлягером, который соперничал по популярности с песней про «олимпийского мишку».
https://yandex.ru/search/

Собрав совершенно блистательную команду, в которой нашлось место и «философу» Николаю Гринько, и мастито-строптивому Владимиру Басову, и даже Николаю Караченцову, что был «всегда нарасхват», Бромберг за три (!) месяца снял трехсерийный фильм, ставший многолетним рекордсменом детского проката. Особенно, в дни летних каникул. Правда, и тут не обошлось без цензуры. Хотели запретить песню про…человека.

«Но ты - человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой».

В ней совсем не звучала «руководящая роль партии и правительства». Ну в самом деле, как это так: «Своими руками судьбу свою делай»? Но удалость-таки отстоять...

И снова получился самый что ни на есть аполитичный фильм. Правда, уже не лирический, а приключенческо-эксцентрический. Веселый и очень талантливый. В не самую яркую повесть писателя Велтистова режиссер Бромберг вдохнул новую жизнь. Она и сегодня бьет ключом из кадров нестареющего фильма (о продолжении которого мечтал его режиссер) - веселого и талантливого.


 Прошло время… «Братья Электроники» - Юрий и Владимир Торсуевы.
https://yandex.ru/search/

НОВОГОДНИЙ АККОРД

Уже в ранге лауреата Госпремии, полученной за «Электроника», Бромберг снял свой последний фильм «Чародеи», снова обратившись к литературному первоисточнику братьев Стругацких. Повесть «Понедельник начинается в субботу», написанная знаменитым писательским дуэтом, превратилась стараниями братьев в сценарий фильма «Чародеи», который был снят уже и не только для детей. Фантастическая история про некий НИИ также получила свой шлягер (и снова крылатовский), коим стала песня «Три белых коня», спетая детским фальцетом Ларисы Долиной. Фильм стал по-настоящему новогодним, и даже не без чудес - когда начались съемки, над их местом, как рассказывал Бромберг, завис самый настоящий НЛО (потом улетел), и со многими натурными съемками.


Одна из самых ярких сцен картины - пробег тройки, в которой юная Аня Ашимова «рассекает» по заснеженному Битцевскому парку вместе с красавицей Александрой Яковлевой.
https://yandex.ru/search/

ПО ТУ СТОРОНУ СЛАВЫ…

В США, где Бромберг жил последние 23 года, он не снимал кино. Вообще. Но писал стихи и мемуары, которые, разумеется, будет очень интересно прочитать. Рядом с ним была его жена - Людмила Абрамовна, с ней режиссер прожил 60 лет. И когда ее не стало, он ушел следом, в этом январе. Фильмы его настолько светлы, добры и оптимистичны, что их хочется смотреть снова и снова. Их эмоциональный заряд дает настрой жить. Даже в наши такие непростые времена.


https://yandex.ru/search/


Читайте также
Корниловы. Славная династия
Читать
ПРОРОЧЕСТВО «ЕЛИЗАВЕТЫ ВЕЛИКОЙ», ИЛИ ВЕЧНАЯ МАГИЯ РОДОСА…
Читать
«АЛЬФА». ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ
Читать
НЕ ФАСОЛЬ, НО... ВИГНА!
Читать
ДЖОН ДЖЕЙМС ОДЮБОН... КАК ЕМУ УДАЛОСЬ «ОКОЛЬЦЕВАТЬ» МЕЧТУ?
Читать
МОРЕ НАШЕЙ МЕЧТЫ, ИЛИ СТОП, БРАКОНЬЕРЫ!
Читать