Левон Оганезов: Я за качество. Во всем!

Трудно встретить человека, который не слышал бы о Левоне Оганезове. Чаще всего его называют "человек-оркестр". Ибо в том, что касается Ее Величества Музыки, он знает все. И даже чуточку больше. А еще умеет вкусно готовить (и знает толк в еде) и даже может починить обувь. Столь редкое уменье досталось маэстро от его отца, который был профессиональным мастером-обувщиком.

- И все же, прежде всего я концертмейстер. Могу правильно направить исполнителя, будь то инструменталист или вокалист, которому я могу посоветовать еще и как лучше взять дыхание. Я знаком с традициями исполнения тех или иных произведений, знаю, что такое актерское пение, которым владели, например, Николай Рыбников, Марк Бернес, Андрей Миронов, умею делать аранжировки, могу подыгрывать, подбирать музыку... Вот все это – концертмейстер, который, ну это я про себя говорю, все время собирает эдакий кубик Рубика. И самое главное, чтобы он был собран качественно. Я - за качество. Во всем!

- С качеством в нашем искусстве сегодня, кажется, не очень…

- Эстрады вообще не стало. Я ведь помню Тамару Церетели, Клавдию Шульженко, (мне довелось ей аккомпанировать), Леонида Утесова, Александра Вертинского, который вообще был создателем жанра. Он такой был один. А Иосиф Кобзон, ушедший от нас только что, ведь как он всегда был подготовлен!

- О Вертинском у нас все же худо-бедно сегодня знают, его помнят и тем более помнят о Кобзоне. Но сколь многих забыли. Вот, например, был такой оглушительно популярный в начале прошлого века романс "Соколовский хор у "Яра", что пела вся Россия, а теперь и не услышать нигде…

- Это же цыганский романс, а цыган-то теперь на эстраде и не увидишь. Раньше они появлялись в каждом концерте, а нынче их почти нет вообще. Но это неизбежно, все и всегда меняется… Так мир устроен. Ну, посмотрите, или послушайте, как играли Гамлета прежде …

- …Во времена "большого стиля"…

- Да… Иннокентий Смоктуновский показал, что можно принца Датского играть, говоря шепотом. А Георгий Товстоногов вообще поменял всю стилистику. И на его спектакли попасть было абсолютно невозможно. Так что времена меняются, и мы меняемся вместе с ними, как вы прекрасно знаете. Меняется способ выражения, меняются вкусы публики. А нравится нам или нет, что вот эти изменения происходят, - так ведь времена не выбирают, как сказал поэт… Но, конечно, классика всегда остается. Если вы пойдете в Малый театр - там будет классика.

- Как и в парижском "Комедии Франсэз".

- Да. Но тут нужно тогда сказать еще и о школах, которые в каждой стране свои. Эти школы нужно знать для того, чтобы правильно интерпретировать произведение. Вот, например, Леонид Собинов пел западный оперный репертуар, но пел он его "по-русски", в нашей манере. Также и Антонина Нежданова. И так у нас пели почти что все. Кроме Шаляпина. Он первым, пожалуй, смог "переступить" традицию. Но после него уже смогли и другие. Вот Ильдар Абдразаков или Хибла Герзмава поют так, как свойственно западным исполнителям. Послушайте Абдразакова в "Дон-Карлосе", например, или как поет Герзмава Баха, без вибраций.

- А что вы скажете о наших интерпретациях брехтовских зонгов?

- То, что у нас их поют, а надо, если в немецкой - "родной" - манере, скорее говорить. Так же, как в "Носе" Дмитрия Шостаковича.

- Вы известны как абсолютно уникальный собеседник, у которого всегда полно в кармане всяческих историй, анекдотов, с вами можно говорить до бесконечности. Но почему же вы до сих пор не взялись за перо?

- Что вы имеете в виду?

- Разумеется, мемуары!

- Так я же еще сам не все хорошие книги прочитал.

- Нет времени?

- Времени всегда мало. В том числе и на приготовление еды. Я ведь еще и готовить люблю.

- Что, например?

- Например, харчо. Его надо готовить из говядины, а не из баранины, как делают в Европе.

- А любимое армянское блюдо у вас есть?

- И не одно. Мацони, скажем.

- А на дудуке вы играете?

- Нет. Он же духовой. Я на духовых не играю. А слушать люблю. Есть музыкант, который играет в Москве на армянском кладбише. Я его всегда слушаю.

- Вы вообще больше армянин или русский?

- Русский.

- Но в Армении бываете, конечно?

- Разумеется.

- И в Эчмиадзин (духовная столица армян. - Прим. ред.) заезжаете?

- Специально нет, но я бывал там.

- Вы религиозны?

- Я верю в бессмертную душу. И в то, что мысль материальна. Поэтому я, наверное, могу назвать себя толстовцем. Вот! Надо, конечно, знать Библию, Евангелие, но… Бог прежде всего в тебе. Что же касается ада, рая - ну в 21 веке это как-то, согласитесь… Заповеди - да, все должно на них строиться. Ну кроме одной, конечно, - "Не пожелай жены ближнего твоего". Шучу…

- А вы жену свою любите?

- Мы с Софией вмеcте полвека.

- И что же в ваших планах?

- Мое 78-летие 25 декабря. Я родился в праздник Рождества. Это уже скоро.

Беседу вел Алекс ГРЕЙ

Новости
Статьи
Колумнистика
Мода и cтиль
Письмо в редакцию