Карен Шахназаров: «Никто не знает, что будет с "цифрой"…»

Знаменитый кинорежиссер, сценарист, продюсер, генеральный директор и председатель правления киноконцерна "Мосфильм" народный артист России Карен Шахназаров рассказал нашему корреспонденту, почему так важно реставрировать киношедевры прошлых лет, поделился профессиональными подробностями этого процесса и объяснил, что такое настоящее военное кино. А еще пригласил всех в музей "Мосфильма" - как только отменится режим карантина и самоизоляции, разумеется.

- Карен Георгиевич, начну с вопроса, может быть, неожиданного, но актуального: "Мосфильм" обладает огромной коллекцией военных и патриотических фильмов. Не планируете ли вы специальные показы для школьников? Конечно, это не ваша задача - воспитывать подрастающее поколение, но все же…

- Вы знаете, это очень хороший вопрос, и я отвечу на него подробно. Вообще "Мосфильм" сегодня чем только не занимается, в том числе и образовательно-воспитательной работой. Во-первых, "Мосфильм" на протяжении 20 лет проводит бесплатные курсы повышения квалификации, и на них уже отучилось огромное число человек. Это курсы второго звена: ассистенты режиссера, ассистенты по актерам, вторые операторы, редакторы, реквизиторы. К нам присылают учиться людей из самых разных республик, и мы принимаем на учебу бесплатно. И если вы посмотрите в титрах состав любой телевизионной группы, то пятьдесят процентов специалистов - это наши выпускники. Это к вопросу о воспитании.

Во-вторых, мне приходится почти каждый день подписывать десятки просьб из самых дальних уголков нашей страны. Например, присылают из села в Новосибирской области письмо: "Разрешите показать фильм "Они сражались за родину" для ветеранов и молодежи в нашем клубе. И, конечно, мы разрешаем. Радостно понимать, что зритель хочет видеть настоящее военное кино, мне кажется, современным школьникам обязательно нужно показывать наши военные фильмы. Но для этого необходима помощь Министерства образования, точнее, теперь - просвещения. Сами мы не можем инициировать подобную акцию, но если такое произойдет, с огромным удовольствием пойдем навстречу. А если честно, я бы ввел курс отечественного кино в школах, кстати, во Франции национальное кино введено в обязательную школьную программу. У нас в России этого, к сожалению, нет. Не мне это решать, но детишкам было бы полезно внимательно посмотреть наши советские военные фильмы.

- Недавно "Мосфильм" отреставрировал военно-историческую киноэпопею "Освобождение" режиссера Юрия Озерова. Можно узнать об этом подробнее?

- Лента "Освобождение" - очень важный для нас проект. Многие часто путают оцифровку с реставрацией и не понимают, в чем разница. В действительности это разные вещи. Оцифровать ленту, значит, перевести негатив на цифровой носитель, это занимает немного времени. Реставрация - совсем другое дело. Она требует очень тщательной, кропотливой работы, сложных инженерных решений. Вся картина, кадр за кадром, вычищается особой программой, удаляются все помехи и царапины, потом делается новая цветокоррекция - фактически картина приобретает новое изображение.

"Освобождение" - уникальная лента, она состоит из пяти частей, и каждая - законченный фильм. Мы отреставрировали их все. Это "Огненная дуга", "Прорыв", "Направление главного удара", "Битва за Берлин" и "Последний штурм". Пять частей картины отражают важнейшие этапы Великой Отечественной войны: сражение на Курской дуге, форсирование Днепра, освобождение Киева, Тегеранскую конференцию, напряженные бои за Берлин и штурм рейхстага, капитуляцию нацистской Германии, конференцию глав антигитлеровской коалиции в Ялте.

Тем, кто не видел "Освобождение", рекомендую непременно посмотреть. Кстати, с точки зрения батальных сцен - это абсолютный шедевр мирового кино. Ничего подобного до этого не было и, подозреваю, не будет. Мы сохранили этот фильм и дали ему новую жизнь.

- Картину можно будет увидеть в кинотеатрах?

- Пока ее можно посмотреть только в интернете, на канале "Мосфильм". Но как только появится возможность посмотреть ее на большом экране, я вам очень советую пойти на этот фильм всей семьей. В зале она смотрится потрясающе! Никакой компьютерной графики тогда не было, все снимали в реальности. Ничего не рисовали, строили огромные декорации. Есть совершенно потрясающие сцены, например, затопление Берлинского метро в последней части - это реальные декорации. Если танковые бои, то это настоящие танковые бои, если взрывы - это не нарисованные взрывы. В съемках участвовали настоящие профессионалы, которые, надо сказать, рисковали своей жизнью. Если вы посмотрите эпизоды Курской битвы в первом фильме "Огненная дуга", то увидите в кадрах три тысячи человек пехоты, сто танков, восемнадцать самолетов, всего техники - пятьсот единиц. Сегодня в современном кино подобное невозможно. Все авторы этого фильма сами были фронтовиками, то есть над фильмом работали люди, которые хорошо понимали, что они снимают. И я надеюсь, что восстановленная картина станет отличным подарком для зрителей, очень советовал бы ее посмотреть молодому поколению.

- Сегодня, видимо, принципиально важно заниматься реставрацией?

- Весь советский кинофонд оказался на пленочных носителях, и так получилось, что на сегодня пленки пришли в такое качество, что показывать массовому зрителю их практически невозможно. Они требуют восстановления.

Все мы знаем, что советские фильмы зрители до сих пор смотрят с большим удовольствием, они популярны на телеканалах, на разных фестивалях, но дело в том, что мы сейчас стоим на пороге ситуации, когда весь советский фильмофонд может оказаться невостребованным. Поэтому мы по мере наших сил занимаемся программой восстановления, шесть - семь картин в год реставрируем.

Этого, конечно, недостаточно, но пока делаем хоть что-то, наши силы, увы, не беспредельны. Но при этом замечу, "Мосфильм" проводит реставрацию за свой собственный счет. К сожалению, никто больше такой работой не занимается, и если сейчас не спасать фонд, советское кино просто исчезнет. В прошлом году мы отреставрировали фильмы: "Калина красная", "Дон Кихот", "Июньский дождь", "Неоконченная пьеса для механического пианино". Уже отреставрированы фильмы Андрея Тарковского, Леонида Гайдая, Владимира Меньшова. Отреставрированные ленты принимают участие в ретроспективных фестивалях по всему миру, участвуют в неделях российского кино. Недавно в США вышла в прокат киноэпопея Сергея Бондарчука "Война и мир", и, наверное, нет такой страны в мире где бы "Мосфильм" ни показывал свои картины.

- Сегодня в мировой киноиндустрии правит "цифра", и немного не понятно, для чего нужна пленка, ведь это уже несовременный формат.

- Я с такой позицией категорически не согласен. В такой весьма передовой стране в области кино, как Америка, сегодня работает 19 лабораторий, восстанавливающих старые фильмы! А в Российской Федерации осталась фактически одна. Увы, не секрет, что эта лаборатория нерентабельна, но "Мосфильм" ее содержит только для того, чтобы сохранить процесс и, разумеется, киношедевры прошлого. Что такое лаборатория? Это уникальные специалисты, способные заниматься трудоемкой и кропотливой работой, которые воспитываются десятилетиями. И если мы завтра закроем лабораторию, то ее уже никто потом вновь не откроет, это будет просто невозможно. А на Западе до сих пор на пленке снимают кино, и она остается востребованным сегментом. Потом, никто ведь не знает, что будет с "цифрой"… У меня нет сомнения, что пленка останется и у нее будет вторая волна популярности, как, скажем, в музыке вернулся винил. Во всем мире киноархивы хранятся в пленке, потому что пленка "работает" сто лет, а в "цифре" каждые два-три года меняется формат. И то, что мы сохранили в стране нашу лабораторию, это, давайте называть вещи своими именами, серьезное достижение, которое достойно того, чтобы о нем говорить в связи с недавним 95-летием студии "Мосфильм".

- По-прежнему ли работает ваш легендарный музей?

- Могу с гордостью сказать, музей "Мосфильма" - самый посещаемый музей в стране, и к нам на экскурсии приезжают со всех уголков России. Музей необычен тем, что экспонаты в нем постоянно меняются - некоторые отправляются на киносъемки, другие возвращаются в экспозицию. Здесь же находится уникальная коллекция ретро-автомобилей, участвовавших в картинах "Мосфильма", например, знакомый всем "Мерседес" разведчика Штирлица или автобус ЗиС из фильма "Место встречи изменить нельзя". На "Мосфильме" также можно увидеть грузовики, автобусы и военную технику времен Первой и Второй мировых войн. Проводятся интересные образовательные экскурсии. Так что повод посетить "Мосфильм" всегда найдется.

Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ

Новости
Актуально
Статьи
Изготовление книг

Званый гость
ИЮЛЬ, ЖАРА, ТЕПЛИЦА…
ИЮЛЬ, ЖАРА, ТЕПЛИЦА…
Колумнистика
Письмо в редакцию