Расширенный поиск
Префектура Реклама
Газеты
Управы
Рубрики
Власть
Общество
Безопасность
Экономика
ЖКХ
75 лет Победы
Соцсфера
Разделы
Социальные сети
Социальные сети
Вконтакте Facebook Twitter Instagram YouTube
Социальные сети
Вконтакте Facebook Twitter Instagram YouTube
Социальные сети
Вконтакте Facebook Twitter Instagram YouTube
Социальные сети
Вконтакте Facebook Twitter Instagram YouTube
Социальные сети
Вконтакте Facebook Twitter Instagram YouTube
Социальные сети
Вконтакте Facebook Twitter Instagram YouTube
Социальные сети
Вконтакте Facebook Twitter Instagram YouTube
Социальные сети
Вконтакте Facebook Twitter Instagram YouTube
Социальные сети
Вконтакте Facebook Twitter Instagram YouTube

Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ: "Мы остаемся на связи со зрителями…"

Артист не может жить без зрителя. Артисту очень важны аплодисменты, восторги, цветы, а иногда и разумная критика…. Театр - это живой контакт человека, который пришел в зрительный зал, и человека, который в этот момент говорит, чувствует, мыслит на сцене.

Но как быть в условиях режима самоизоляии?

У многих коллективов возникли в связи с этим проблемы, но только не у театра "Школа современной пьесы", у него в новом формате сразу появился огромный объем работы.

Так, теперь зритель может посмотреть архивные записи, "посетить" премьерные спектакли или увидеть аншлаговые постановки, которые идут в театре много лет и собирают полные залы. Видеотрансляции можно увидеть, набрав в интернете адрес официального сайта московского театра "Школа современной пьесы". Главный режиссер театра Иосиф Райхельгауз приглашает посетить трансляцию спектаклей, творческих вечеров, капустников - особой популярностью пользуется онлайн-просмотр премьерного спектакля "На Трубе". А когда закончится карантин, приглашает посмотреть вживую еще одну премьеру: "Фаина. Эшелон"

- Иосиф Леонидович, театр "Школа современной пьесы" частенько поражает зрителей своими необычными постановками. Иммерсивное зрелище "На Трубе" - что это такое? С чем сие "едят"?

- С салатом Оливье… (Смеется.) Это мистический спектакль-променад по легендам и мифам девятнадцатого и двадцатого веков. Зрители приходят в легендарный Дом на Трубной, история которого насчитывает без малого двести лет, каждый зал наполнен мифами и тайнами. А прекрасные актеры Ирина Алферова, Татьяна Веденеева, Александр Галибин и многие другие раскроют для зрителей мифы о великих людях эпохи: Чехове, Горьком, Достоевском, Чайковском. Зрители перенесутся на сто лет назад и окажутся в ресторане "Эрмитаж Оливье", в самом модном месте старой Москвы. Вас "поведут" в буфет, где встретит сам месье Люсьен Оливье со своими помощниками, которые готовят легендарный салат. Оливье поведает об ингредиентах салата, в то же время рассказывается история Дома на Трубной площади. Еще мне очень хочется, чтобы зритель по достоинству оценил фантастически красивые интерьеры старинного особняка - мраморные лестницы и колонны, хрустальные люстры, золоченую лепнину и подлинные зеркала позапрошлого века… "На Трубе" - это увлекательное путешествие во времени и пространстве. Спектакль можно увидеть 18, 19 апреля и 20 мая. А также каждый вечер в 19.00 в наших соцсетях и на сайте театра смотрите весь наш репертуар.

- Недавно у вас состоялась премьера спектакля под названием "Фаина. Эшелон". Как пришла идея постановки?

- Спектакль поставлен по книге моей матери "О том, что… помню… прошло… тревожит". Мама часто рассказывала, какие беды происходили с ее семьей во время войны. Однажды я попросил, чтобы она записала все, что помнит, потому что это факты из жизни целого поколения. И мне кажется, что наши дети и внуки не имеют права забыть собственную историю.

- Мы подарили маме печатную машинку, и в свои 80 лет она села писать книгу. Мама описала, как во время войны она ехала со своими родителями в эшелоне. Поезд разбомбили. Пятнадцатилетняя мама и ее двенадцатилетняя сестра спаслись, а родители погибли у них на глазах. Потом появились какие-то люди и ограбили уже мертвых родителей, забрали все ценное, документы. Кто-то пытался заступиться за двух сирот, но это не помогло, сестры остались буквально брошены на произвол судьбы. Никому до них не было дела, шла война. И как выживали две девочки, оставшиеся без родителей, на чужбине - это была самая настоящая драма, о которой мама рассказывала очень спокойно, даже буднично. В книге много историй. Я показал рукопись редактору в Одессе, ее начали публиковать отдельными главами, а затем напечатали полностью. Прошло десять лет, и когда пару лет назад я поставил спектакль "Еврейские анекдоты", в котором играла Елена Всеволодовна Санаева, все мне стали говорить, что она очень похожа на мою маму Фаину. Тогда я показал ей мамины воспоминания и предложил поставить по книге спектакль.

- Как Елена Всеволодовна вживалась в образ вашей мамы? Долго репетировали?

- Я практически не поправлял Елену Всеволодовну. Мы не репетировали, лишь собирались и обсуждали. Но я ни разу ей не говорил: "Сделайте так или этак". Елена Санаева сказала, что это история входит в душу и сидит как заноза. И у меня было ощущение, что говорит мама, даже иногда было трудно собраться на репетициях, хотелось плакать от нахлынувших воспоминаний.

- Кто придумал такое интересное художественное решение спектакля?

- Это решение художницы Марии Трегубовой, моей дочери. Мне было важно, чтобы у зрителей нашего "Эшелона" создавалось ощущение, что они реально едут вместе с Санаевой. Поэтому художница предложила такую версию: зрителей, пришедших на спектакль, усаживают на открытую платформу поезда за длинный стол, составленный из разнокалиберных столиков. Всем в процессе спектакля дают эмалированную миску, кружку, ложку. На глазах у публики Елена Санаева на плите варит борщ и параллельно рассказывает свою историю. Как родители встретились и поженились, как родились дети, как хорошо пела мама, как читала детям Пушкина, как началась война, и семья из своего колхоза под Одессой поехала в эвакуацию. И все это вначале спокойно, мирно, а потом налетают немецкие самолеты и бомбят мирных граждан. Конечно, недоумевающим зрителям приходиться вскакивать со своих мест и куда-то бежать. Мой режиссерский замысел требовал, чтобы в финале спектакля все были вовлечены в трагическую историю и получили ощущение того, что мирная жизнь внезапно оборвалась.

- Елена Всеволодовна интересно рассказывает, варит потрясающий борщ, все настроены послушать, угоститься, и вдруг воет сирена, все взрывается, летит непонятно куда. Зачем вы так пугаете зрителей?

- Это хорошо, что зритель испугался, мы как раз на это и рассчитывали. Вы поймите, история, которую зритель услышит, это жуткая драма, потому что на войне убивают, калечат людей, на войне мародерство, голод, вой сирены, бомбежка, кровь. Мне не хотелось, чтобы зритель послушал, поел борща, а потом равнодушно встал и ушел. Ну да, посмотрели еще один неплохой спектакль в исполнении прекрасной актрисы Елена Санаевой, борщ вроде вкусный, все очень мило... А мне нужно, чтобы у зрителя был шок от ощущения, что он попал под обстрел, что его сейчас могут убить. Вот только тогда зритель поймет, как страшно, когда воет сирена и падают бомбы. Кто-то в этот момент погибнет, кто-то выживет. Как повезет… Это война…

- Из рассказанной истории мы узнаем, что ваш отец тоже воевал, дошел до Берлина.

- Он не только геройски воевал, но и спас десятки людей. Не так давно меня нашел один журналист, который в военном архиве наткнулся на документы о моем отце. Он обратился ко мне, чтобы показать эти бумаги, и я, конечно, был безмерно рад такой информации. Я знал, что у него было много ранений, что во время войны он скрывал их от врачей, чтобы не комиссовали. Но то, что документально подтверждено о спасении многих людей, узнал недавно. Отец встретил победу в Берлине, расписался на рейхстаге. Немцы выпустили книгу "Граффити русских солдат", и там есть автограф отца. У меня хранится вырезка из "Красной звезды": "Только за дни наступления на Берлин на свой личный счет старший сержант Леонид Райхельгауз записал семьдесят одного гитлеровца". У папы два ордена Славы.

- Спектакль называется "Фаина. Эшелон", а у вас, кажется, еще был фильм "Эшелон"?

- Да, было такое. Много лет назад я снял двухсерийный телевизионный фильм "Эшелон". А сейчас во время спектакля мы вроде бы показываем нарезку кадров из этого фильма, если присмотреться, можно увидеть фотографии очень многих дорогих мне людей. Там есть фотографии семьи Елены Всеволодовны, фото актеров Альберта Филозова, Любы Полищук. Конечно, хотелось бы, чтобы были и Галина Борисовна Волчек, которая в моей жизни сыграла колоссальную роль, и Булат Шалвович Окуджава, и Марлен Мартынович Хуциев. Они все в этом эшелоне...

- Иосиф Леонидович, что бы вы хотели сказать вашему зрителю?

- Чтобы скрасить долгую разлуку с вами, дорогие зрители, мы делаем все, чтобы оставаться на связи. Мы просим вас поддержать нас в это непростое время и не сдавать билеты. Мы будем благодарны, если вы сохраните билеты и воспользуетесь ими до конца 2020 года. Как только наш билетный стол и кассиры смогут вновь приступить к работе, мы свяжемся с вами и предложим удобную для переноса дату спектакля. Надеемся на скорейшее завершение эпидемии и желаем вам здоровья и радости!

Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ


Читайте также
Интервью
Актуальное
Статьи
Авторское