Виктор Ерофеев: НУЖЕН "ЗЕРКАЛЬНЫЙ КОРИДОР"…

Виктор Ерофеев - известнейший российский писатель, ведущий программы "Апокриф" на телеканале "Культура", в которой рассматривается тема взаимодействия литературы, общества и человека.

Недавно вышла его новая книга "Щель" - о проклятых вопросах бытия, основанная на творчестве различных неоднозначных писателей - от классиков до наших дней. Анализ пограничных состояний между верой и знанием, смертью и бессмертием, разумом и безумием, любовью и цинизмом. Творческие фантазии от русских заветных сказок до американских комиксов.

- Виктор Владимирович, расскажите, пожалуйста, подробнее о "Щели"…

- Я писал ее почти сорок лет, и она посвящена моим любимым писателям и философам. И я попытался высказать собственную точку зрения относительно того, какие сегодня у нас в обществе существуют ценности. А также какие ценности были когда-то и какие могут появиться в будущем, чтобы нас объединить. Как мне кажется, книга написана легко, она совершенно не академическая, и ее можно читать, открыв в любом месте.

- А если кто-то из читателей не согласится с вашей точкой зрения и отвергнет предложенные ценности?

- Вполне соглашусь с многослойностью суждений. Даже приведу такой пример. Как-то я побывал в городе Владимире. Представлял одну из своих новых книг, и после презентации местная интеллигенция пригласила меня пообщаться в неформальной обстановке. Мы выпили, закусили, и вдруг мне говорят: "Ну зачем ты сюда приехал? Здесь все так неинтересно…" Потом мы опять выпили, и мне опять говорят: "Слушай, а что ты не переезжаешь сюда к нам, во Владимир? У нас так красиво. Что ты делаешь в своей Москве? Бросай все и приезжай". Через некоторое время было и третье мнение. То есть на моих глазах несколько раз менялось восприятие действительности… А вот какое восприятие было правильным, неизвестно. Так что каждый читатель имеет право на свою личную точку зрения.

- Ваши книги переведены на многие языки, не возникало ли у вас желание уехать из России куда-нибудь за границу и остаться там навсегда?

- Вы знаете, мне часто задают этот вопрос: "Почему вы не живете в Европе?" Кстати, если быть точным, мои книги переведены на пятьдесят три языка, могу жить в совершенно разных странах. Но я считаю, что Россия - это рай для писателя, потому что только здесь можно увидеть все эти щели и трещины человеческой натуры. А писатель должен очень скрупулезно работать с человеческим характером, с человеческим сознанием.

- Только писатель? Журналист разве не должен?

- Журналист очень разительно отличается от писателя. Журналист берет читателя и ведет его из пункта А в пункт Б, объясняя, как добраться и что там делать. А писатель в отличие от журналиста ничего не объясняет, он работает с человеческой природой. И, на мой взгляд, в России это исследование наиболее интересно. К тому же чувствую себя русским писателем и думаю на русском языке.

- Все-таки, если выбирать из зарубежных стран, где бы вы предпочли жить и работать?

- Думаю, что во Франции. Она мне ближе всего - и по культуре, и по языку, мой младший брат и моя дочь родились в Париже, и мне очень нравится эта страна. Если говорить о писательском опыте, то, конечно, если у писателя есть возможность пожить в разных странах, узнать другую культуру, это бесспорно прекрасно. Считаю, что сейчас писатель должен обладать навыками нескольких культур, по крайней мере, две уже неплохо. С другой стороны, если литератор не знает другой культуры и пытается о ней подробно писать, то, на мой взгляд, получается несколько провинциально и однобоко. Поэтому, когда ты созерцатель двух совершенно разных культур, возникает любопытный эффект, словно ты идешь по коридору и видишь отражение двух зеркал. Кропотливая, сложная, мучительная работа с двумя культурами дает уникальное видение и полное представление о нашем времени. Любую ситуацию понимаешь более обширно и делаешь более осмотрительные выводы.

- Ваш совет очень хорош, но, к сожалению, не у всех авторов есть возможность вот так запросто уехать в другую страну. И какой выход из этой ситуации?

- Можно путешествовать по нашей стране. Например, посетил не так давно Благовещенск и увидел на другой стороне границы китайский город. Меня это зрелище просто потрясло. Еще каких-то десять лет назад это была обычная отсталая деревня, а сейчас город-миллионник, огромный мегаполис. Вот как писатель напишет об этом, если сам лично не приедет и не поймет разницу?

Еще как-то не так давно летал на Кольский полуостров, один журнал попросил меня написать материал. Действительно потрясающие места, я там просидел целый месяц и вдруг увидел, что природа полуострова похожа на старинные гравюры. Не зря режиссер Звягинцев снимает на полуострове свои фильмы, фактура неповторимая. Еще мне дико повезло увидеть совершенно сумасшедшее северное сияние. Меня потрясло салатово-темно-зеленое свечение в небе. Было ощущение какой-то мистики, не зря ради этого зрелища люди специально едут со всего мира. В общем, мне кажется, если писатель хочет быть интересен автору, ему следует время от времени перемещаться.

- Какие авторы вам наиболее интересны и какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный писатель помимо страсти к путешествиям?

- Вообще современный писатель - это как старый советский радиоприемник. Помните, там было такое панно и на нем написано: Париж, Брюссель, Лондон, Рим. И сколько бы ты ни крутил ручку этого устройства, никакого Брюсселя вовек не услышишь, ну, может, разве уловишь узбекскую речь… Очень мало кто из литераторов может уловить нужную волну… Ну, может быть, Пелевин, Сорокин, Лимонов и Таня Толстая обладают такими качествами, поймать что-то из космоса… А писатели, обладающие уникальным талантом черпать энергию из космоса, такие, как Платонов, Чехов, Достоевский, к сожалению, закончились в прошлом веке.

Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ

Новости
Актуально
Статьи
Званый гость
Александр...
Александр...
Колумнистика
Письмо в редакцию