Людмила КАРАЕВА: "Художник должен быть самокритичным"

Недавно Российская академия художеств решением президиума наградила Людмилу Караеву золотой медалью за скульптурные композиции "Движение вверх", "Движение вперед", "Мыслитель", "Причастие". Награду ей вручил президент РАХ Зураб Церетели, тем самым высоко оценив творческие заслуги и достижения всемирно известного и высокопрофессионального скульптора. А вот с чего начался совсем не простой путь в искусство, Людмила Караева рассказала нашему корреспонденту.

- Людмила, в каком возрасте вы решили, что станете скульптором?

- Однажды, давным-давно, когда я училась в четвертом классе, учитель по рисованию вызвал мою маму в школу и сообщил ей, что у меня хорошие художественные способности. Он что-то такое особенное разглядел во мне и заставил в это поверить мою маму. Мама решила, что в семье растет гениальный художник (Смеется.) и отвела меня в дом пионеров, в кружок рисования. Там преподаватели начали развивать мои художественные способности более активно. А после школы и кружка я поступила в Душанбинское художественное училище, на факультет керамики. На уроке лепки выяснилось, что я лучше всех леплю из глины. В том возрасте я не могла еще отдать себе отчет, почему так хорошо получалось, но я лепила, как дышала. Это и определило мою дальнейшую судьбу. Дальше был Московский художественный институт имени В.И. Сурикова.

- В институте сложно было учиться?

- Сложно было и учиться, и поступить. На факультете было всего одиннадцать мест на весь Советский Союз. И если учесть, что два места отдавались иностранным студентам, три или четыре были внеконкурсными, то на конкурсной основе могли поступить только пять человек на всю страну. Но прежде чем абитуриента допускали к экзаменам, он должен был привезти свои работы и пройти серьезный отборочный тур. Я поступила не с первого раза, так как из Осетии были сильные претенденты, у осетин вообще чувство пластики очень развито, можно сказать, что это национальное свойство. В общем, предпочтение отдали парню, несмотря на то что мы с ним набрали одинаковые баллы. Он был после армии, и он мужчина. А я была такая маленькая, хрупкая девушка, которая всего стеснялась. Ну какой из меня скульптор… Но, когда я приехала поступать во второй раз, оказалось, что в приемной комиссии помнили не только мою фамилию, но и мое отчество. Мне было приятно, что меня запомнили и приняли радушно. На этот раз я поступила с самыми высокими баллами.

- После института вы некоторое время жили и работали во Франции. Можете рассказать об этом периоде?

- На Международном конкурсе "PALMARES 2000" я выиграла главный приз, а награда предполагает проживание в Сите - это такой международный дом творчества, в самом центре Парижа. В этот дом творчества со всего мира приезжают учиться и творить художники, писатели, скульпторы. У французских экспрессионистов была мечта создать что-то наподобие творческого улья, но, как оказалось, я не из среды коллективных пчел. Прожила около года и вернулась обратно в Москву. Была еще одна веская причина: я приехала в Париж с надеждой на то, что увижу настоящее современное искусство. На дворе стоял 2000 год, открылись все границы. В России только начиналось знакомство с современными художниками, и мне казалось, что сейчас совершу для себя невероятное открытие. Но, к своему удивлению, я не нашла ничего в современном европейском искусстве, чтобы меня стимулировало. Прошла целая эпоха со времен великих французских импрессионистов и экспрессионистов, известных на весь мир. К сожалению, произошла дикая подмена, настоящее высокое искусство заменили эпатажем! На парижских выставках я увидела какой-то хлам, унитазы, мусор… Наше поколение было воспитано на уникальных картинах Ван Гога, Дега, Анри Матисса, Клода Моне и многих других. Низкий поклон нашим меценатам Мамонтовым и Морозовым за то, что они приобретали для России шедевры великих мастеров. А сейчас общая мировая тенденция заключается в том, что какие-то пройдохи и бездари затесались в ряды художников и подсовывают неискушенному зрителю мусор, выдавая его за гениальные творения. Задача "проходимцев от искусства" заработать как можно больше денег, совершенно не считаясь с принятыми культурными устоями общества.

- Сегодня, чтобы выжить художнику и не потеряться в этой "куче мусора", наверное, нужно быть действительно гениальным?

- Сейчас как раз гении не выживут, выживут посредственности. В свое время Станиславский сказал: "Гениям надо помогать, посредственности пробьются сами". Мне кажется, что это аксиома на все времена. В советское время были критерии объективности, работали социальные лифты. Достаточно являться членом Союза художников, чтобы попасть в систему и работать. Скорее всего, это прозвучит смешно, но существовала программа по окультуриванию населения, художники постоянно получали заказы - делать скульптуры для детских садиков, для дворцов культуры и спорта. Заказов было много, государство не давало умереть творцам от голода. Да, была проблема в том, что творчество любого художника сильно "идеологизировалось". Государство требовало творить только в рамках соцреализма, и, например, такое направление, как у меня, женская скульптура, не прошло бы. Но, тем не менее, даже в рамках соцреализма художникам можно было двигаться и выживать. Сегодня, когда посетителю выставки можно подсунуть любую профанацию и выдать ее за искусство, добрым словом вспомнишь времена соцреализма и строгой цензуры.

- Получается, что сейчас мы повторяем европейские тенденции двухтысячных годов?

- Получается именно так. В основном серость и бездарность заполнили собой все пространство. Реалистичное искусство тоже стало безобразным и беспомощным. В России реализм и иконопись были всегда в авангарде, у нас существовала очень высокая школа, а сейчас я вижу, что в работах молодых скульпторов нет ни композиции, ни художественного решения, ни логики, ни архитектоники. Стоит огромная бронзовая глыба, композиция которой нарушает все градостроительные законы, и бедные люди возле нее даже не могут сделать селфи. А ведь у нас есть прекрасные образцы, далеко ходить не требуется - посетите "Третьяковку", побродите по залам. Посмотрите, какая пластика, какая стилизация. Почему сегодня все каноны отвергаются и все позабыто?

- Может быть, потому что молодые художники и скульпторы решили, что они гениальны и никто для них не авторитет?

- Вы не представляете, сколько художников "захлопнулось" именно из-за гордыни. Потому что наступает момент, когда художник начинает мнить себя гением. И именно в этот момент все заканчивается. Надо постоянно быть самокритичным и помнить, что никогда ты не можешь стать совершенным. Ты всего лишь тварь дрожащая! Просто щедрый Господь наделил тебя даром, но за это ты получаешь такие муки… Поэтому все время должен стремиться к совершенству. А когда художник начинает думать, что все это только его заслуга, начинаются огромные проблемы. Вместо завышенных ожиданий и претензий от общества по поводу собственного успеха должны быть постоянная самокритичность и самокопание. Художнику дана профессия искушаемая со всех сторон, и, чтобы выжить в ней, надо себя хотя бы иногда критиковать. Иначе перестаешь быть художником…


Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ


Новости
Актуально
Статьи
Званый гость
Александр...
Александр...
Колумнистика
Письмо в редакцию