И тает времени дымка

В Государственном историческом музее до 12 августа открыта выставка "Аристократический портрет в России ХVIII - начала ХХ века". И надо признать, она во многом меняет сложившиеся стереотипы о жизни российской знати тех лет.

Взять, к примеру, женские образы. Оказывается, среди избалованных "графинюшек" и княгинь встречались не только ветреные красавицы, грезившие амурными приключениями, но и талантливые актрисы, мемуаристки, художницы. А сколько было по-настоящему трагических судеб!

Взгляните на портрет обворожительной молодой особы: выразительный, немного загадочный взгляд огромных глаз, точеная фигура, царственная "балеринская" осанка… На ум одно за другим приходят имена известных мастеров, которые могли бы столь совершенно запечатлеть на века трепетную и, увы, такую мимолетную красоту, одновременно воспроизведя матовые переливы и фактуру дорогих тканей, "обрамляющих" изящный женский стан. Между тем на самом деле это, как предполагают искусствоведы, автопортрет! Знакомьтесь: княжна Екатерина Васильевна Долгорукова, в замужестве светлейшая княгиня Салтыкова (1791 - 1862/1863), фрейлина, статс-дама и гофмейстерина российского императорского двора. Художник-любитель, портретист. Вместе с матерью, княгиней Е.Ф. Долгоруковой (1769-1849), ребенком уехала в Париж (глава семьи князь В.В. Долгоруков попал в опалу при императоре Павле I), где брала уроки живописи. Писала маслом и пастелью. В собрании Исторического музея хранятся несколько ее автопортретов. Представленный на снимке называется "Танец с шалью" и, возможно, отражает реальный случай из парижской жизни семьи Долгоруковых.

В 1846 году княгиня Салтыкова приобрела дачу на реке Охте (Санкт-Петербург), где основала богадельню для бедных женщин. Академик В.П. Львов в 1847-м разработал для заведения проект небольшого каменного храма - он был возведен на средства Екатерины Васильевны и освящен 6 сентября 1850 года в честь святой Екатерины.

На полотне И.Лигоцкого изображена в маскарадном костюме древнеримской богини войны Беллоны графиня Анна Петровна Шереметева (1744-1768). За несколько дней до свадьбы с графом Никитой Паниным она скончалась от черной оспы.

Девушка задремала в кресле… Княгиня Екатерина Андреевна Щербатова (1789-1810), сестра поэта П.А. Вяземского (неизвестный художник). Она ждала ребенка, в канун нового года неожиданно занемогла и вскоре умерла, 20 лет от роду…

Неизвестный художник запечатлел игуменью Спасо-Бородинского монастыря Марию - Маргариту Михайловну Тучкову, урожденную Нарышкину (1781-1852). На месте гибели мужа, генерала А.А. мТучкова, она распорядилась возвести церковь, потом основала монастырь.

Среди авторов представленных портретов - Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, В.А. Тропинин, К.Е. Маковский.

Скульптурные портреты и фотографии усадебных интерьеров помогают воссоздать особую атмосферу, донести дух времени.


Портрет графа С.П. Зубова - единственное произведение знаменитого итальянца Дж. Больдини в музейных собраниях РФ.

На экранах демонстрируются увеличенные фрагменты произведений, позволяющие рассмотреть награды, украшения и т.д.

В ГИМе впервые экспонируется портрет семьи графов Чернышевых-Кругликовых кисти Ф.А. Мюллера (итальянский период).

Исторический музей (Красная площадь, д.1) в праздничные дни работает по особому графику, в частности, 1, 8 и 9 мая ГИМ закрыт. Справки по тел.: 8(495)692-37-31.

Новости
Актуально
Статьи
Званый гость
Александр...
Александр...
Колумнистика
Письмо в редакцию