Александр ШУНДРИН: "Он был аристократом духа…"

Георгий Данелия был грузином, влюбленным в Москву. Хотя родился он в Тбилиси, но прожил там всего лишь год, а в Москве всю жизнь. Так что, наверное, понятно, почему именно она и стала главным героем многих его кинокартин.

Впервые он признался столице в любви в фильме "Я шагаю по Москве" - тогда песня из кинокартины с задушевными словами Геннадия Шпаликова и нездешне-"безыдейной" музыкой Андрея Петрова стала чуть ли не молодежным гимном всей страны. Потом Москва менялась, и Данелия всегда находил для нее нужные краски и точные слова. Потому что умел чувствовать. И был не только высоким лириком, но и философом.

Нашему неустойчивому миру он возвращал устойчивость - пусть на мгновенье, но все же! А еще хоть и робкую, но все-таки надежду - такую манящую и жадно необходимую, как глоток свежего воздуха. Не зря ведь его фильмы буквально расходились на цитаты. "Не горюй!" - блистательная комедия полувековой давности, в общем-то, конечно же, рефрен всего творчества Данелии, да и всей его жизни. А герои его картин - вечные наши спутники. И не узнавать в них самих себя, все равно что обижаться на собственное отражение в зеркале.

Сам Мастер тоже любил посмотреть на себя со стороны и появиться в своем кино. Почти всегда в эпизоде, в образе камео. Но это на экране. А в жизни… В жизни он оставался аристократом - прежде всего духа, который мог позволить себе подписывать общественные письма, не нуждаясь в досужих советчиках, исключительно по собственному желанию.

Георгий Данелия стал последним из великих комедиографов нашего кино. И совсем ненадолго пережил своего старшего друга и соотечественника, которому некогда посвятил документальный фильм "Марлен". Уход одного за другим двух великих мастеров и последних из могикан той самой оттепели лично мне представляется чем-то воистину печально-символическим. А вам так не кажется?

Александр ШУНДРИН, журналист

Новости
Актуально
Статьи
Званый гость
Александр...
Александр...
Колумнистика
Письмо в редакцию