Дмитрий БЕРТМАН: "Искусство не только ради искусства"

Говорят, что опера - самый элитарный вид современного искусства, оценить и понять который может только избранная публика. "Это совсем не так, - утверждает наш сегодняшний герой художественный руководитель столичного театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман. - К нам на спектакли ходят совершенно разные люди - студенты, пенсионеры, бизнесмены, спортсмены, работники культуры, фермеры и многие-многие другие. И всем им у нас интересно".

- Так в чем же секрет вашей работы с аудиторией?

- Все очень просто. Наша публика понимает, что музыкальный театр сегодня - это самое передовое, что есть в искусстве, именно в опере сейчас происходят самые большие театральные события. Не зря же лучшие драматические режиссеры стремятся именно сюда. Вот сейчас Кама Гинкас выпускает постановку в музыкальном театре имени Станиславского, в Большом театре это делали Валерий Фокин, Роберт Стуруа, Сергей Женовач, да и Римас Туминас поставил недавно два музыкальных спектакля. Они поняли, что опера обладает максимальным спектром театральных возможностей, а значит, и драматургии. В драматическом театре не может быть такой массовой сцены, как в опере, например, да? Это другие условия постановочной части, другие декорации, другие возможности машинерии. Добавьте сюда и то, что опера является наиболее народным, я бы сказал, поп-искусством…

- …народным?

- Да-да, я не оговорился. Во-первых, ответьте мне, кто в основном главные персонажи классических опер? Не помните? А это на самом деле куртизанки и цари. То есть, по сути, герои современных глянцевых журналов. А во-вторых, опера своим существованием всегда популяризировала искусство, в частности, литературу. Кто бы знал пьесу Виктора Гюго "Король забавляется", если бы не "Риголетто" Джузеппе Верди? Кто бы знал "Даму с камелиями" Александра Дюма, если бы не "Травиата"? Именно за счет такой популяризации опера была необыкновенно востребована в XIX - XX веках, актуальна в XXI веке и обязательно будет интересна в будущем.

- Как вы считаете, будет ли способствовать успеху оперы недавно введенная в столице система театральных грантов?

- Гранты для успешных театров - это гениальная идея городского правительства, но о результатах пока говорить рано, должно пройти время, хотя бы года два. В любом случае сделано главное - теперь художественные руководители и режиссеры не будут бегать за потенциальными спонсорами в поисках внебюджетных средств на ту или иную новую постановку, а начнут заниматься своим непосредственным делом. Поставил хороший спектакль - получил от города дополнительное финансирование. При этом важно помнить о том, что данные деньги можно потратить так, чтобы потом получить еще один грант и продолжать творчески развиваться.

- Не окажет ли дополнительное финансирование медвежью услугу? Вдруг, получив грант, руководство театров разленится, не будет вертеться юлой, как вы рассказываете, перестанет эффективно тратить средства?

- Знаете, театры и так мало получают, так что деньги в любом случае останутся в театральном цеху, а это уже хорошо. А что касается лени… У нас и без грантов есть театры, которые давно не делают нового репертуара, используют старые декорации... Это путь в никуда, такие труппы скорее всего просто исчезнут из театральной истории Москвы.

- А вообще, нужна ли театрам государственная поддержка? Разве не может искусство развиваться самостоятельно?

- Я абсолютно уверен, что искусство не может существовать только ради искусства, оно должно все-таки работать для людей. Нам в Москве везет - и прежнее городское руководство внимательно относилось к нашей работе, и Сергей Собянин делает много. Судите сами: только за последние несколько лет новое здание получили мы ("Геликон-опера". - Прим. авт..), "Табакерка", театр Градского, завершаются работы по реконструкции "Современника"… Мэр не только сам контролирует эти работы, у него и команда потрясающая. Говоря театральными терминами, Сергей Семенович подобрал потрясающую труппу, где есть и герои, и мудрецы, и романтики. Работать с ними огромное удовольствие.


Дмитрий Бертман: "Мы не привязываемся к какому-то одному сегменту публики. И чем больше мы охватим веером разных людей, тем лучше, тем гарантированнее успех. Когда в "Геликон-оперу" приезжают иностранные коллеги, то они все замечают, что у нас на спектаклях большое количество молодежи. Считаю, что это огромное наше завоевание".

Кстати, на днях в "Геликон-опере" прошла встреча директоров московских образовательных учреждений с художественными руководителями московских театров. Речь шла о реализации проекта "Театр в школе", в рамках которого московские школьники начнут регулярно посещать спектакли, а актеры со своей стороны примут участие в создании школьных театральных студий и кружков. Инициативу поддержали такие театральные деятели, как Владимир Машков, Юрий Грымов, Ирина Апексимова, Евгений Писарев, Дмитрий Сибирцев, Иосиф Райхельгауз, Тереза Дурова и другие.

Новости
Статьи
Колумнистика
Мода и cтиль
Письмо в редакцию