Дарья Попова: Мы так и не вышли из Средневековья…

В Московском Театре Луны состоялась премьера спектакля "Королева" по мотивам пьесы Александра Дюма-отца "Нельская башня". Режиссер постановки Дарья Попова рассказала нашему корреспонденту, почему ее так заинтересовала эта историческая пьеса.

- Дарья, почему, на ваш взгляд, зрителю должна быть интересна судьба Маргариты Бургундской?

- Несмотря на то что пьеса освещает период Средневековья, на мой взгляд, она актуальна сегодня как никогда. В истории Маргариты Бургундской прослеживается четкая аналогия с нашим временем - и в смысле отношения к власти, к различным благам и материальным ценностям. А уж если говорить об отношениях между мужчиной и женщиной, то можно сказать, что мы так и не вышли из периода Средневековья и не избавились от порочных пристрастий. Судьба главной героини, как мне кажется, интересна зрителю еще и тем, что однажды она была поставлена перед выбором: сохранить власть и корону или же свое счастье. Она могла сбежать со своим возлюбленным, отказаться от трона, уединиться где-нибудь в глуши и жить тихо и счастливо, строить свой маленький, чистый, нравственный мир. Но, совершив первое преступление, она погрязла в пороках, в убийствах и сознательно выбрала путь крови. За что ее и настигла неминуемая расплата.

- И какие же аналогии с сегодняшним временем?

- Да их сколько угодно, только откройте интернет. Предательство и подлость стали почти нормой в нашей жизни настолько, что мы их уже не замечаем. Разве сегодня богатые женщины не дарят молодым мальчикам "Мерседесы", ради которых те готовы предать свою совесть, будущее и любовь? В спектакле молодой герой говорит: "На великолепном коне, обещанном мне…". Посмотрите, ведь ничего с тех пор не изменилось. Тогда были великолепные кони, дорогие камзолы, золотые монеты. Сегодня это престижные машины, модные гаджеты, одежда от известных дизайнеров. Так же, как и прежде, любовь подменяют сексом, настоящее человеческое общение - престижными тусовками… Изменилась обертка, она стала современной, но из эпохи Средневековья мы так и не вышли. Эту мысль я хотела донести до зрителя. Эти темы, эти проблемы мы подробно разбирали с актерами, которые задействованы в спектакле. Я также обсуждаю эти вопросы со студентами своего курса, которым руковожу на кафедре режиссуры в Институте культуры.

- Вы поднимаете такие серьезные темы во время занятий?

- Обязательно. Обсуждаю со своими учениками буквально все, что интересует их пытливый ум. Как я уже сказала, преподаю много лет на театральном факультете и учу не только своему предмету, но и, в первую очередь объясняю, как разбираться в мотивации поступков героев, понимать, что провоцирует людей совершать те или иные действия. Для режиссера, кстати, это первостепенная задача: уметь видеть скрытые мотивы. Вовремя разглядеть ошибки, приводящие к драме. Не секрет, что многие молодые девушки сегодня мечтают найти "богатого мужика с Рублевки", который решит все их проблемы. И это, простите за современный сленг, самый главный тренд. Но я пытаюсь донести до своих учеников, что если настоящую любовь заменить сексом, то это безусловный путь к одиночеству! Если человек лишает себя подлинных отношений, искренней привязанности, чистой дружбы, если он меняет все это на "белых коней и золотые монеты", то в дальнейшем его ждет только пустота! Поэтому я пытаюсь вложить в умы и в души своих студентов осознание необходимости делать правильный выбор в жизни. Да, мы, безусловно, обсуждаем на занятиях эти весьма актуальные вопросы.

- Простите, а вы против богатства и обеспеченности?

- Я не против богатства, но я против мишуры и возвеличивания материальных ценностей! Когда деньги и богатство являются следствием упорного труда - это нормально. Среди моих знакомых много состоятельных людей, но это заработано ими своим умом, интеллектом, энергией, и им не интересно богатство в чистом виде. Интересны задачи, цели, производство, наука. Оплата - это достойная награда за работу. А просто удовольствие от обладания деньгами, материальными благами всегда ведет к разрушению. И чем раньше мои студенты поймут этот посыл, тем больше шансов, что с ними не случится той же драмы, что произошла с Маргаритой Бургундской. Кстати, она первая ввела моду на "голые платья", столь популярные у современных звёзд и светских львиц. Существует исторический документ, в котором начальник стражи жалуется королю на дам, расхаживающих по замку в платьях, открывающих их тела. Инициатором подобного веселья была именно Маргарита Бургундская. И, несмотря на то что дамы в "голых платьях" смущали стражу, король все разрешил: "Она такая красивая, пусть делает, что хочет". Фривольность, вседозволенность, демонстрация похоти плотно вошли в моду. За семьсот лет, невзирая на декларируемые мораль и нравственность, человечество не справилось со своими пороками. Спустя многие столетия неприкрытая сексуальность и бесстыдство тотально воспеваются в каждом глянцевом журнале. Обнаженное тело на обложке становится необходимым шагом к популярности...

В спектакле "Королева" мы сделали акцент на костюмах. Сохранив историческую правду в деталях, украшениях, отделке, мы старались создать художественный образ той эпохи и персонажей, а не музейную реконструкцию.

Вообще мне хотелось сделать легкую приключенческую оболочку для трагичной и кровавой истории в стиле "Диснейленда для взрослых", и я рада тому, что многие наши зрители, как мне рассказывали, после спектакля заинтересовались эпохой средневековой Франции: обратились к истории, залезли в интернет и с удивлением узнали, что до двадцатого века существовал девятнадцатый, восемнадцатый, семнадцатый… Значит, моя задача отчасти выполнена: кругозор зрителя расширился. (Смеется.)

- Повезете постановку куда-нибудь на гастроли?

- Очень хотелось бы, чтобы она поездила по городам России. А еще я попытаюсь вывезти ее на гастроли в Болгарию. Однажды у меня была счастливая возможность поработать там над спектаклем "Лисистрата" по заказу министерства культуры Болгарии. Три месяца мы репетировали в городе Кызынлык, это недалеко от Пловдива, а премьеру играли в Софии. Спектакль очень хорошо приняли.

Что касается "Королевы", то после премьерного показа спектакль стал частью репертуара Театра Луны, и меня несказанно радует, что как в процессе его создания, так и после премьеры пресса очень благосклонно восприняла "Королеву". Я рада, что нашу работу так высоко оценили, и с удовольствием приглашаю зрителей на этот "средневековый боевик".

Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ

Новости
Статьи
Колумнистика
Мода и cтиль
Письмо в редакцию