Анатолий Белый: "Это будет просто поэтическая встреча…"

22 октября в киноклубе-музее "Эльдар" состоится поэтический вечер "Стихо-звучание", который представит актер МХТ им. А.П. Чехова, заслуженный артист РСФСР, трижды лауреат премии "Чайка" Анатолий Белый. В программе: Мандельштам, Пастернак, Бродский, Маяковский, Вознесенский.

Анатолий Белый известен по своим работам в кино и на телевидении: "Шагал - Малевич", "Метро", "Орлова и Александров", "О чем еще говорят мужчины", "Оптимисты", "Садовое кольцо"… и др. А еще есть спектакли "Белая гвардия", "Изображая жертву", "Дуэль", "Мастер и Маргарита", "Обрыв", "Человек-подушка"…

- Анатолий Александрович, что представляет собой творческий вечер под названием "Стихо-звучание"?

- Дело в том, что я не люблю словосочетание "творческий вечер" и не хочу никого обидеть, но все, что видел на сцене… Для меня творческий вечер, скорее всего, уже вчерашний день. Я совершенно никого не осуждаю, пусть каждый делает то, что ему близко, но мне интереснее говорить со зрителями другими средствами. И все, что будет происходить на сцене, совершенно нельзя отнести к творческому вечеру. Я не умею плясать, играть на гитаре, петь и травить байки. Это будет просто поэтическая встреча. Это мой личный разговор со зрителем, и строится он исключительно на стихах моих любимых авторов. В этот раз решил обойтись без дополнительного оформления, без музыки, видео. Мне хочется поговорить с людьми, что называется, с глазу на глаз, и говорить мы будем о том, что нас больше всего волнует и тревожит. Но также поговорим и том, что нас радует, приносит добрые эмоции.

- А с чем связан выбор поэтов - Маяковский, Бродский, Мандельштам, Вознесенский?

- Это мои любимые поэты, они мне близки, с их творчеством я хорошо знаком. Признаться, знаю не так много стихов, но то, что учу, делаю не просто для багажа, а для себя. Именно они созвучны моей душе с раннего детства, с далекой юности. Современные поэты меня тоже очень интересуют, но пока, как говорится, " руки не дошли "…

Может, прочту что-то из современников, я посмотрю по настроению, к счастью, у меня нет заданной программы, по которой я "шпарю". В течение вечера я пойму, что больше всего ждет от меня зритель.

- А на сцене родного Московского Художественного театра, чем порадуете зрителей?

- В театре идут спектакли с моим участием: "Мастер и Маргарита", "Человек-подушка", "Дуэль", "Обрыв". А также недавно состоялась премьера спектакля "Анна Каренина" под руководством замечательного режиссера Дмитрия Анатольевича Крымова.

- Как-то так сложилось в мировой практике, что именно произведение "Анна Каренина" наиболее любимо среди режиссеров. У вас есть свое объяснение этому?

- Мне кажется, этот интерес обусловлен тем, что Толстой выписал очень спорный и неоднозначный образ своей героини. В произведении нам не даны ответы, а заданы только вопросы и поставлены многоточия. Этим и интересен роман. Толстой выписал свой архетип русской женщины, руководимый совсем другими инстинктами и порывами. И если взять произведения известных русских классиков, таких, как, например, Пушкин, Лермонтов, Чехов, Достоевский, то у каждого писателя непременно будет свой образ русской женщины. Но вот как раз именно в "Анне Карениной" всех привлекает эта неоднозначность, нерациональность поступков. У меня лично она вызывает сочувствие. Но у каждого героя своя правда, и поэтому к ним можно относиться с колоссальным интересом. Вообще это – роман-исследование, Толстой сам так говорил о своем произведении.

По поводу того, что история любима многими режиссерами, - соглашусь. Мне, например, очень понравилась современная киноверсия британского драматурга, режиссера Тома Стоппарда. Может, он не решил глобальные вопросы, но его взгляд на постановку мне понравился безоговорочно.

- Вероятно, Стоппарду не удалось ответить на вопросы должным образом, так как он британец и не имеет отношения к русской культуре?

- Для меня национальность режиссера и актеров, снявшихся в фильме, стоит на последнем месте, здесь речь идет не о национальной принадлежности, а о женщине как таковой. Стоппард, мне кажется, сделал потрясающий фильм, я искренне любовался игрой голливудской актрисы Киры Найтли в роли Анны Карениной.

Каждый сам должен решить для себя, кто она, Анна Каренина, - жертва устаревшего социального уклада или просто богатая взбалмошная женщина, которая поломала себе и своим близким жизнь.

- Наше поколение ознакомилось с этим романом еще в школе. А как вы считаете, сегодняшней молодежи будут близки и понятны поступки героев? Или чем позже это произведение будет прочитано, тем ближе окажется к восприятию?

- Мое мнение: "Анну Каренину" в школе категорически нельзя проходить. Совершенно бесполезно заставлять школьников читать эту серьезную книгу и пытаться в ней что-то понять. Мне кажется, что они не осмыслят эту вещь на должном уровне. Когда я, например, первый раз прочитал "Анну Каренину", я ровным счетом ничего не понял. Мне был больше близок роман "Война и мир".

- А сейчас какие предпочтения в литературе и есть ли у вас вообще время читать?

- Я безнадежно отстал от всех литературных новинок, слишком много их сегодня выходит на книжном рынке. Но как только появляется свободное время, читаю очень много, стараюсь больше ознакомиться с произведениями современной русской прозы. Мне интересно, как писатели отражают то, что происходит в стране, что происходит с людьми, что происходит со всеми нами. В этом ряду стоят Михаил Шишкин, Виктор Пелевин, Захар Прилепин. Также мой друг, прекраснейший белорусский писатель Саша Филипенко, написал несколько романов, которые известны во всем мире. Ну и, конечно, стараюсь больше читать современных поэтов, мы с вами в начале разговора затронули эту тему, возможно, следующий поэтический вечер посвящу исключительно поэтам-современникам, с удовольствием ознакомлю зрителей с их творчеством. Приходите на вечер, может быть, найдете что-то созвучное вашей душе. То, на что так долго ищете ответы…


Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ

Новости
Статьи
Колумнистика
Мода и cтиль
Письмо в редакцию