Алексей ШЕЙНИН: "У каждого всегда есть право выбора…"

В этом году народный артист России Алексей Шейнин отмечает совсем нешуточный юбилей: полвека на подмостках Ермоловского театра. Благодарные поклонники называют его маэстро элегантности, и с этим поистине нельзя не согласиться…


- Алексей Игоревич, с юбилеем! И с юбилейным для вас 2020 годом!

- Спасибо! Мне, кстати, вспоминается новогодняя ночь сорокалетней давности, которую я провел в компании сестер Лисициан и Александра Владиславлева (муж Карины Лисициан. - Прим. авт.) - сначала мы были в гостях у Рихтера, а потом у одного замзава ЦК КПСС, в окрестностях респектабельной Спиридоновки… Святослав Теофилович, высокий, худой, я впервые видел его вот так вот близко, угощал всех какими-то особенными подкопченными сосисками с пивом, а замзав - тархунной водкой, которая тогда не продавалась просто так. Причем в этот шикарный дом ЦК КПСС нас поначалу не хотели пускать охранники, ибо мы были в карнавальных костюмах, а Владиславлев еще и с топориком в руках (в наряде Чингачгука).

-???

- Рихтер поставил условием быть при маскараде.

- И сам он тоже это условие выполнил?

- Конечно. И потом музицировал за ширмой. А как Башмет с Олегом Каганом играли джаз! Потом была лотерея, беспроигрышная, разумеется.

- Дела давно минувших дней, по которым нынче вовсю снимают сериалы…

- И меня тоже приглашали в них сниматься. Я даже сыграл Сергея Бондарчука в сериале "Кураж" про Аллу Пугачеву. А вот Райкина в фильме про Джуну уже не стал… Ну нельзя же все делать только ради заработка. Да, заработать хотелось всегда, и раньше тоже, но прежде всего театр был домом. Станиславский назвал театр "храмом". С храмом у театра, конечно, ничего общего нет. Это всегда "террариум единомышленников", в котором есть и зависть, и ревность - два самых страшных разрушительных чувства, но в котором когда-то ведь были и актерские посиделки, и капустники… Ну и, конечно, "наливай да пей"… Актерская доля.

- А что сейчас?

- А сейчас все только и стремятся разбежаться по антрепризам. Или сокращают спектакль, потому что надо бежать на "Сапсан", который вот-вот умчится в Санкт-Петербург, где опять-таки антреприза. А на другой день - назад, и все по новой. Сейчас каждый в первую очередь должен быть администратором своего таланта. Сейчас прежде всего нужно быть медийным. А раньше думали над тем, как создать образ. К примеру, Николай Олимпиевич Гриценко в десятиминутной роли немецкого генерала в "Семнадцати мгновениях весны" раскрывал весь образ. Хотя я и не был абсолютно убежден его Карениным…

Мне довелось бывать на репетициях у Товстоногова. "Горе от ума" с Юрским (Чацкий), Копеляном (Репетилов) и Волковым (Молчалин)! Да только ли "Горе от ума"...

- Что касается Грибоедова, то большой успех имела и сравнительно недавняя постановка "Горя от ума" в "Школе драматического искусства", где вы играете Фамусова…

- Саша Огарев сделал спектакль про старую Москву, про старинный семейный московский уклад, про Чацкого, который разрушитель во всем и ум которого направлен на разрушение, про Молчалина - "нового русского", который искренне Чацкого не понимает (зачем и почему он все ругает?) и столь же искренне хочет ему помочь как умному человеку.

- Ну а ваш Фамусов?

- Мой Фамусов - жизнелюб, человек, который на протяжении пьесы проходит путь от обожания Чацкого ("Где был, скитался столько лет?") до ненависти к нему.

- Сравнивая старый театр и театр современный, какому отдадите предпочтение?

- Мы не можем вернуться в прошлое, и сама жизнь диктует новые условия, новые правила. Все уже было - и Мейерхольд, и Таиров, и Вахтангов с "Принцессой Турандот". И разве коллизии пьес Островского не те же, что мы наблюдаем сегодня? Только нынче воруют в других масштабах. Вообще же оставаться должна - и всегда присутствовать - искренность чувств. Кстати, когда театр великой Анны Маньяни показывал в Москве "Ромео и Джульетту", герои были в прозрачном трико, но в этом не было ни грана пошлости!

- Ну и не без философии: красота спасет мир?

- Мир спасет доброта. Красота многократно ставила мир на грань войны.

- Подводя промежуточные итоги (как-никак 50 лет - и это только в Ермоловском!) - не грустно?

- Только вот не надо катастрофы, не надо уныния, оно, как вы знаете, грех… У нас у всех есть право выбора. Чем заниматься, уехать или остаться, отвечать на телефонные звонки или нет… Правда, теперь нам мешают гаджеты - раньше я вот уходил из дома и никто не знал, где я, - но все равно мешают не полностью и не целиком. А с другой стороны, гаджет помогает нам общаться с теми, кто нам дорог. То есть просто делай выбор и не чувствуй себя рабом, как не чувствую себя им я.

- Но разве театр - не рабство?

- А это опять твое право - быть женатым на театре (или быть замужем за ним) или нет. Но люди такие были и есть. Как Александра Ивановна Назарова из Ермоловского, недавно ушедшая от нас. Эти люди забывают, что театр никогда не отдает долги. Он только берет и забирает. И никогда не возвращает то, что отдал ему ты. А некоторые, ведь и такое случается, отдают ему всю свою жизнь.

- Как прекрасная и невероятно талантливая Елизавета Никищихина из Театра Станиславского…

- В его "золотые" годы какой это был театр! Я помню на его подмостках Леонова и Урбанского в "Ученике дьявола", помню васильевские "Серсо" и "Взрослую дочь молодого человека"…

- …гремела на всю Москву!

- Еще бы! Как и "Уроки музыки" - один из первых московских спектаклей Романа Виктюка с Валентиной Талызиной в главной роли. И опять мы о прошлом…

- Что пройдет - то будет мило… Но что же в планах?

- Да вот все жду, когда же выйдет наконец сериал "Гроздья винограда" - про казаков. Мы там снимались вместе с Володей Гостюхиным. 24 серии про то, как старались в наше уже время уничтожить казачество и как оно старалось выжить - от смерти Сталина и до прихода Горбачева. Фильм уже готов. А еще сыграл только что свою мечту в "Кошке на раскаленной крыше". Этот вечно нездоровый Теннесси Уильямс… Преподаю студентам, у меня мастерские в ГИТИСе и в Институте современного искусства. Ну а еще надо ведь и спину подлечить, и глаза поправить… И съездить в Нормандию (жена Шейнина – француженка. - Прим. авт.)… Всего 20 километров от Ла-Манша. Какие там места!

- Сейчас уже практически норма, когда актер становится худруком…

- На мой взгляд, руководить театром должен исключительно режиссер. Ибо актер всегда эгоистичен. И у режиссера не должно быть желания играть…

Беседу вел Александр ШУНДРИН

Фото Виктора АНТОНОВА

Новости
Актуально
Статьи
Званый гость
Эммануил...
Эммануил...
Колумнистика
Письмо в редакцию