Алексей Рыбников: Надо рисковать и верить в себя!

17 июля народному артисту России Алексею Рыбникову исполнилось 75 лет. В преддверии юбилея композитор провел творческую встречу с журналистами в формате онлайн-конференции - в ней приняла участие и наш корреспондент.

- Алексей Львович, профессия родителей повлияла на ваш выбор стать композитором?

- Безусловно. Потому что именно родители всегда на начальном этапе определяют судьбу ребенка. Но случается, что они и ошибаются.

Вот я, например, хотел, чтобы дочка стала музыкантом, но не получилось.

Слава богу, что не пришлось применять какое-то принуждение, но в моем случае желание родителей совпало с моими детскими чаяниями.

Однажды я услышал первые звуки в исполнении Большого симфонического оркестра имени Чайковского и понял, что без этого жить не смогу. А потом началась каторга… (Смеется) Приходилось дома ежедневно без конца заниматься на инструменте,заниматься в музыкальной школе. Это можно сравнить только со спортом. Мы видим, как тренируются спортсмены, которые отдают все свое время, энергию ради чемпионских достижений. И у нас в музыкальной школе также были чемпионские цели: стать победителями международных конкурсов. Поэтому такое образование, без послаблений, - это очень тяжелая психологическая нагрузка, но в свою очередь у государства было к нам такое же серьезное отношение. Хорошая стипендия, постоянные конкурсы, стимулирующие учебу.

- В 11 лет вы написали музыку к балету "Кот в сапогах". Сейчас, будучи взрослым человеком, как оцениваете свое детское творчество?

- Вы знаете, мне не стыдно за это произведение.

Вообще, к сожалению, у нас сказок для симфонического оркестра крайне мало. И я надеюсь, когда у меня появится время, вернуться к этой теме.

- Ваш педагог Арам Хачатурян часто вас хвалил?

- Арам Ильич был гениальным композитором и человеком необычным. Он ощущал себя гражданином мира. К нему приезжали учиться музыканты со всего мира, и вокруг него существовала некая атмосфера нескованности советскими рамками. Педагог постоянно прививал нам ощущение творческой свободы. И если кто-то писал произведения на свободные темы, и при этом они не вписывались в жесткие идеологические рамки, Арам Ильич всегда защищал. Спасал учеников от всяческих несправедливых обвинений и, конечно, искренне радовался, когда слышал близкое ему по духу. А близкое по духу - это яркое, талантливое, запоминающееся.

Я помню, когда сыграл ему свою сонату, он потом сказал, что все время напевает эту мелодию. Когда композитор умел создавать запоминающийся образ, Хачатурян ценил это чрезвычайно. И я тоже считаю, что, когда мелодия не западает в память, авторская задача не выполнена.

- Вы написали очень много талантливой музыки к фильмам, эти мелодии напевает вся страна. Сейчас у вас есть новые предложения?

- Последние десять лет я не пишу музыку к чужим проектам, так как те самые вдохновляющие фильмы ушли в прошлое. В основном работаю только над своими произведениями, как режиссер снял три фильма. Мне нужно, чтобы меня что-то вдохновляло. Если вспомнить сказку "Буратино", то там меня вдохновлял мой любимый Буратино. И надо сказать, что в моей жизни постоянно присутствует мистика. Вот, например, мой театр "Современная опера" появился "по-буратиньи".

- То есть?

- В Москве я жил на втором этаже в Большом Ижевском переулке. У нас был черный ход, туда вела лестница, но по ней никто не ходил - в подвале жили крысы. Соседка придумала, как извести этих крыс при помощи черного корня. Она положила корень, а потом мы пошли проверить, что происходит, и, соответственно, спустились вниз. И вдруг я увидел потайную дверь, а за ней обнаружился еще один подвал. Он был в жутком состоянии. Я взял его в аренду и открыл театр человек на сорок - пятьдесят. Это была легкомысленная идея, но в итоге все получилось. Отремонтировал помещение, нашел спонсоров и поставил спектакль "Литургия оглашенных". А потом наш театр начал гастролировать, мы побывали в США, устроили там грандиозную премьеру. Буратино был авантюристом, и моя идея с театром была авантюрной, но в итоге-то - выигрыш!

- Недавно вы опять вернулись к той литургии, почему?

- "Литургию оглашенных" я задумал в 1983 году от полной безнадежности, это было наказание за "Юнону" и "Авось". Режиссеры, с которыми я работал в кино, перестали снимать и приглашать меня. Так получилось, что попал в полную изоляцию и поэтому задумал произведение, которое бы выразило мое отчаянное состояние. Это произведение о советском ГУЛАГе 1948 года и о мистических озарениях главного героя. Конечно, опять повторюсь, мистическая составляющая для меня была очень важна. Без нее мне все было не интересно, все казалось плоским, невыразительным. А вот тема перехода от несвободы физической, социальной к полной духовной раскрепощенности мне показалась интересной. Поэтому я решился написать божественную комедию советского времени.

Начались поиски текста для этой идеи. Я перерыл все, что было на эти темы сказано, на поиски ушли долгие годы. Надо сказать, что литературы по этому поводу не было, нашел книгу Даниила Гранина "Роза мира" и был совершенно поражен образом мысли писателя.

А к 1989 году появилось произведение, ради которого я создал театр. Потом пришла поддержка от критиков, восторг публики. Мы даже играли в церкви, где была совершенно потрясающая реакция. Кстати, на американцев во Флориде произведение произвело колоссальное впечатление, православного песнопения никто не слышал, они были убеждены, что в России уже никто не умеет ни писать, ни петь.

А затем мы пытались возродить литургию, но по ряду причин на сцене это оказалось невозможным. Вот поэтому-то решил перейти в формат кино и снять фильм. Увы, у нас никто не занимается рок-оперой в кино, продюсеры особо не хотят в это вкладываться, ошибочно считая, что музыкальные проекты не очень популярны. Поэтому в 70 лет я решил стать кинорежиссером! Ни один композитор в мире не стал в этом возрасте режиссером, можно сказать, что я первый.

- Режиссерский путь оказался трудным?

- В первый съемочный день я вошел, практически ничего не зная о режиссуре. А сейчас могу преподавать искусство кинорежиссуры не хуже институтских педагогов. Считаю, что это мой маленький подвиг (Смеется). Надо рисковать и верить в себя.

- А где можно будет увидеть ваш фильм?

- Будем прокатывать кино в театральных помещениях. Для этого потребуются мощные проекторы и большой экран. А перед экраном театральный свет и живая группа, актеры и певцы будут играть свои роли. Сейчас наступило именно такое время, когда создается новый вид зрелища, которое может сочетать в себе театр и кино.

Кино в основном предназначено для отдыха, для того, чтобы расслабиться, а подобное зрелище предлагает зрителям думать.

- Вы ведь также сняли фильм, являющийся рок-оперой, - "Дух Соноры". В свое время эта же история была рассказана в вашей рок-опере "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", по ней Владимир Грамматиков снял фильм, который вышел на экраны в 1982 году и был невероятно популярен. История не отпускает?

- Для меня эта история очень интересная, а вот молодое поколение не знает, кто такой Хоакин Мурьета. А это был реальный персонаж, он родился в Мексике, в штате Сонора в 1848 году. А затем, как многие мексиканцы, поехал в Калифорнию искать свое счастье. С ним произошла драматическая история, которая легла в основу рок-оперы. Тема благородного разбойника, который мстит преступникам, всегда любима в народе. Можно сказать, что это история о человеке, который пострадал за справедливость. В Америке о нем сняли фильм под названием "Мститель Эльдорадо". О Хоакине написано много книг, Пабло Неруда написал про него поэму.

Сначала была поставлена опера "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Спектакль шел восемнадцать лет на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола. А когда он сошел со сцены, я поднял настоящую историю, настоящие факты из его жизни и выстроил свой сюжет. Это совершенно отдельная история. Поэт Юлий Ким, с которым мы совместно работаем вот уже без малого 50 лет, написал новые стихи на новый сюжет. И я снял первый фильм "Дух Соноры", который показал в Берлине. Затем снял следующий фильм "Литургия оглашенных". И тоже показал его в Берлине и в Каннах, на фестивале. Реакция публики на оба фильма положительная.

- В 2019 году состоялась премьера вашего фильма "Потерянный". О чем он?

- Это история о режиссере, совершенно утратившем систему координат, то есть потерявшем личное счастье и вдохновение, которые для творца составляют тот самый рай. И вот в поисках рая герою приходится продолжать жизнь.

В этом фильме никто не поет, но сюжет развивается через балет. Сюжет раскрывается в двух аспектах, в реальной жизни и в балетной плоскости. А идея фильма проста: это поиск ответа на вопрос "В чем смысл жизни?" Человечество задается этим вопросом постоянно, и ответ на него можно искать всю жизнь и так и не найти. Но мне кажется, что смысл в том, чтобы сказать спасибо нашему создателю за то, что мы живые. В этом и есть смысл жизни. Он нас услышит и поможет.

- Над чем сейчас работаете?

- Не прошло и десяти лет, как мы закончили проект: это современная опера на основе романа Льва Толстого "Война и мир". Ее фрагменты были представлены в спектакле "Аллилуйя любви" в сентябре 2012-го. А сейчас уже практически готов большой остросюжетный спектакль. Пандемия нас сильно задержала, но я в какой-то степени рад, что кино и масса других проектов не отвлекали, удалось сосредоточиться именно на этой работе. Уже 1 августа начинаются первые прогоны, осенью ждите премьеры.

Записала Анжела ЯКУБОВСКАЯ

Новости
Актуально
Статьи

Реклама

Изготовление книг

Званый гость
Юрий Грымов: Мы соскучились по зрителю…
Юрий Грымов: Мы...
Колумнистика
Письмо в редакцию