Александр КАЛЯГИН: "Сегодня нам важно сохранить то, что имеем…"

Актер, театральный и кинорежиссер, художественный руководитель Московского театра Et Сetera, председатель Союза театральных деятелей РФ, народный артист России Александр Калягин встретился с журналистами, подвел итоги Года театра и рассказал о ближайших перспективах и работе в новых условиях.


- Александр Александрович, итоги Года театра оказались значимыми?

- В первую очередь хочу отметить, что именно в этот год руководство многих регионов по-настоящему обратило внимание на свои театры. Конечно, был издан соответствующий указ президента, нужно было соответствовать, но наступил момент, когда во всех регионах страны поняли, что все это - не просто формальность. И это очень важно, потому что многие провинциальные актеры уже давно потеряли надежду. И именно Год театра вселил в них оптимизм и веру в то, что они не брошены на произвол судьбы, что государство обращает на них должное внимание. Надеюсь, и дальше практика поддержки театров в малых городах продолжится. Это очень важно, особенно сейчас.

- Год театра дал старт проекту под названием "Театральная энциклопедия". Можно об этом подробнее?

- Это серьезнейшее событие! Лет шестьдесят назад была выпущена "Большая театральная энциклопедия" в шести томах, которая у нас считается образцом театральной энциклопедии. С тех пор ничего в этом направлении не делалось. Но с годами возникла потребность в новом подобном издании, так как за прошедшие годы мы накопили новые знания в области театра. Начались интереснейшие дискуссии, которые заняли большой промежуток времени в направлении реализации этой идеи. Самый легкий путь - это было взять накопленный архив, статьи, немного переделать в энциклопедический формат с тем, чтобы как можно быстрее по готовому материалу заполнить образовавшийся вакуум. Но мы набрались сил и уверенности и пришли к тому, что сделаем энциклопедию самого современного российского театра, то есть театра XXI века. Энциклопедия выйдет в пяти томах, которые будут охватывать такие темы, как "Театр в России", "Наследие", "Великие имена", "Великие спектакли". Мы понимали, на что идем, но когда погрузились в процесс, то увидели, насколько он труден и насколько театроведческое сообщество не вполне подготовлено к такой научной работе. Это обзор театра в энциклопедическом формате, чтобы была видна современная Россия. Людей, знающих театральную Россию, искали не только в Москве. Позвали молодых авторов, в том числе из регионов, потому что они - народ подвижный, ездят по фестивалям, много чего знают в плане происходящего "в режиме реального времени". Скажу честно, наши иностранные театральные коллеги даже стали нам немного завидовать, потому что у них такой энциклопедии даже в замыслах нет. Такое будет только у нас. Первый том выйдет в 2020-м, а к концу 2023 года мы планируем выпустить все пять.

- Много ли в России открылось театров за прошедшие сезоны?

- У нас каждый год рождается какой-нибудь профессиональный коллектив, открываются и любительские театры. Мы все время подчеркиваем, что готовы помогать им, но сейчас наиболее озабочены тем, чтобы "отреставрировать" и сохранить имеющееся. Существуют программы капитального ремонта, реконструкции, технического оснащения, есть программы, которые ориентированы на создание новых постановок. Знаковым событием стало открытие филиала Малого театра в Когалыме (Ханты-Мансийский автономный округ). А еще я за Дома актера, ведь Дом актера - это место, где собирается творческая интеллигенция, где чествуют заслуженных ветеранов сцены, занимаются благотворительностью. Место, где молодые режиссеры пробуют себя в профессии, где вырастают талантливые актеры.

- Многие зрители возмущены засильем нецензурной брани и откровенных сцен на театральных подмостках. Какова ваша позиция в этом вопросе?

- У нас ушло целое поколение выдающихся театральных режиссеров: Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, Олег Ефремов… Страна стала другой, и некоторые деятели культуры путают свободу с вседозволенностью... Не будем сейчас впадать в морализаторство, я за лозунг "В театре может быть все, кроме скуки и пошлости". Поэтому каждый режиссер должен ориентироваться на свое воспитание. Но то, что нам, безусловно, не хватает великих режиссеров, мы знаем, поэтому мучаемся. Ощущается и дефицит хорошей современной драматургии. Когда появился драматург Виктор Вампилов, когда пьесы Александра Володина играли на сцене, не возникал вопрос, нужен ли мат. Талантливые произведения, в которых осмысливалась наша жизнь, обходились без матерщины, пошлости. Это долгий разговор…

- Какие театральные события Союз театральных деятелей РФ предлагает зрителям пока закрыты все театры?

- Для зрителей, которые готовы общаться в онлайн-формате, Союз театральных деятелей запускает проект под названием "#СегодняТеатрДома", он представляет серию лекций, семинаров, мастер-классов и трансляций спектаклей.

Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ

Новости
Актуально
Статьи

Реклама

Изготовление книг

Званый гость
Юрий Грымов: Мы соскучились по зрителю…
Юрий Грымов: Мы...
Колумнистика
Письмо в редакцию