Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: "Рая на земле никто и не обещал…"

Известный писатель, критик, журналист и телеведущий рассказал нашему корреспонденту о том, кто он есть на самом деле и что ему интересно в этой жизни, а также о том, как стоит прожить ее безо всякой жалости к себе любимому, успевая при этом везде и всюду.

- Александр Николаевич, как такой график выдерживаете, мне кажется, что у вас в сутках 48 часов, это как минимум? Пытался поймать вас в Волгограде, потом в Екатеринбурге, а поймал уже только в Москве… Сосредоточиться-то когда успеваете?..

- Увы, у меня 24 часа, как и у всех. Однако жаловаться смешно, ибо я сам выбрал такую жизнь. Да, есть путь созерцательной молитвы, путь уединения. Но моя жизнь другая, и связана с активным участием во всем, что происходит. И чтобы все было в ней хорошо, важно просто договориться с самим собой. Важна самодисциплина, разумеется, важен внутренний голос, что позволяет сохранить здоровье и при больших нагрузках.

- Стоит себя и пожалеть.

- Жалеть себя никогда не стоит. Да и рая-то на земле никто ведь не обещал. Главное - не допускать ада.

- Делай что должно…

- …и будь, как Бог даст. Будь в мире с самим собой, а не в разладе, и занимайся всегда только тем, что тебе интересно. Это - правило.

- Но, говорят, да еще и с самого детства, что так нельзя и так не проживешь всю жизнь, чтобы всегда интересно было…

- Нужно всегда уметь находить правильный компромисс и преследовать свои, а не чужие цели - по сути надо всегда быть самим собой, проживать свою, а не чужую жизнь. И надо расти и развиваться. Помните, как у Маршака? «За время пути собака могла подрасти». Нельзя оставаться на одном месте. Да ведь и приятно расти.

- А потом старость…

- Во-первых, это неизбежно, ну а потом не везде же это срок дожития, как у нас, где-то это и третий возраст…

- Прямо философский разговор получается… А вы вот кто, в первую очередь, - писатель, журналист, критик?..

- Я - литератор, имеющий дело со словами, которым я и благодарен.

- Но, кажется, что в обществе сегодняшнее отношение к языку оставляет желать лучшего. Девочки-гимназистки на улице матерятся, как в старину ломовые извозчики, - просто так, между собой они так разговаривают!

- Вот именно, что разговаривают. И не придают того значения этим словам, которое придавали им прежде, когда это звучало по-настоящему грязно, когда это была самая отвратительная ругань. Например, в моей школе № 55 в Матвеевке. Там так ругались, я вам скажу! А сегодня не ругаются, сегодня мата стало меньше, он стал мягче. Это просто такая болтовня, в этом как бы нет прежде бывшей темной силы... Ну разве мы реагируем сейчас как-то особенно на английское слово «fuck»? Так же теперь и с русским матом. Это не тот мат, что был в среде матросов или в окружении Петра Первого.

- Ну он-то, будучи масоном, использовал мат, брань даже и в оккультных целях…

- Не думаю… И не думаю, что Петр I был масоном. Жестоким рационалистом - да, погубившим людей в процентном отношении не меньше, чем Сталин. Хотя и не предпринявший самого страшного, совершенного как раз именно Сталиным, сломавшим хребет русскому крестьянству.

- Ну раз уж плавно перешли к истории… Солженицын полагал, что все беды наши начались даже и не при Петре Алексеевиче, а уже в эпоху его отца - Алексея Михайловича, полагал, что корень зол и бед наших лежит в расколе XVII века…

- Да… мутное время я бы сказал. До него было то, что вошло в историю, как смутное время, а за ним и мутное пришло. Когда духовное влияние церкви ослабло, из-за того, что царь лез в церковные дела (кстати, Алексей Михайлович куда активнее, чем его сын), а патриарх Никон - в светские, из-за того, что театр, например, для царя и двора существовал, а для народа - нет, был под запретом. Очень долгое время ничего не менялось, с народным просвещением было весьма плохо…

- Ну а сегодня библиотеки закрываются, вместо книг - гаджеты, да и сам язык стал каким-то иным… За культуру страшно, извините за пафос. Причем, я бы сказал, страшно в мировом масштабе…

- И напрасно. С языком все хорошо, он живет и развивается, наполняется новыми словами, что неизбежно, и эти неологизмы постепенно проникают в наш быт… Ну а кроме языка у нас прекрасная литература. С моими студентами в ВШЭ мы недавно разбирали «Лавра» Евгения Водолазкина - яркое произведение. «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова, «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной или «Дни Савелия» Григория Служителя (книга про кота) - вот замечательная новая литература. Есть и в мировом масштабе - скандинавская детская проза Марии Парр, не уступающей Астрид Линдгрен.

- Но ушел тот самый «большой стиль», нет его гениев, нет самих носителей великой культуры - Горовица, Шагала, Нуреева…

- Но есть музей Шагала, например в Ницце, где находятся его знаменитые библейские сюжеты, в исполнительском искусстве есть Полина Осетинская, Анна Нетребко…

- …Которые живут в основном на Западе, где за со лет русские изгнанники создали в эмиграции целую отдельную культуру.

- Вы знаете, русскому человеку нужно просто перестать мешать, и он сделает очень многое. Бунин и Набоков, Алданов и Бродский - все они оказались за пределами своей родины, - и сколько создали! А наш современник Сергей Брин - бизнесмен и ученый…

- Кажется, мы не поговорили лишь о театре. А ведь театров только в Москве более сотни.

- Мне в «Гоголь-центре» были очень интересны «Маленькие трагедии», «Мертвые души» с музыкой Александра Маноцкова и «Кому на Руси жить хорошо". А еще, конечно же, «Гроза» в БДТ у Андрея Могучего, который нашел весьма интересный и оригинальный прием - некоторые его герои говорят языком XVII века, который очень напоминает современный рэп. Да, Борис Дикой, который у Могучего оперный певец, так не говорит, ибо он - городской, но в деревне все изъясняются таким речитативом.

- А помните фильм «Гроза» 1934-го года, с Аллой Тарасовой, Михаилом Царевым, Михаилом Жаровым?..

- Это было просто ужасно. И замечательные актеры должны были это играть. Да, актер - очень зависимая профессия.

- А о чем вообще «Гроза»?

- О сильных женщинах и слабых мужчинах. О противостоянии Кабанихи и Катерины. Время первой прошло, но она не хочет уходить, а время второй еще не пришло. «Гроза» - это предвестница «Анны Карениной». Появляется тема самоубийства.

- Анна Каренина у Льва Толстого еще и наркоманка - просто какая-то революция в литературе XIX века.

- Ну, это уже было в гоголевском «Портрете», хотя женщина и наркотик - да, впервые у Толстого.

- Островского сегодня ставят очень много, и недаром его называют «русским Шекспиром».

- Я думаю, что он прежде всего воплотил русский роман в пьесе.

- И два слова о кино. Вы наверняка видели «Три сестры» Юрия Грымова, где все действие перенесено в наши дни.

- Пока не видел, ну а то, что перенесено, - это совершенно обыкновенно. А понравился мне из последнего «Корона» - сериал про Виндзоров. Легкий фильм и при этом глубокий.

- Когда Альбион был еще немножко «туманным»… Не ностальгируете по прошедшим временам?

- Мне просто незнакомо чувство ностальгии.

Беседу вел Алекс Грей

Новости
Актуально
Статьи
Званый гость
Юрий КАРА: "Нужно...
Юрий КАРА:
Колумнистика
Письмо в редакцию